Циклы уроков
- Azan.kz
- Абу Мансур аль-Матуриди
- Абуль-Касим Абдель-Карим ибн Хавазин аль-Кушайри
- Азамат Абу Баязид аль Ханафи
- Ансаган Абдрахман
- Бауржан Алиулы
- ДУМК
- Еркинбек кари Шокай
- Ерсин Амире Абу Юсуф
- Имам Абу Хамид Мухаммад Газали
- Имам Ан-Навави
- Имам ан-Насафи
- Иминов Нурмухаммад
- Канатали Такиров
- Рамадан аль-Бути
- Сафи-ар-Рахман аль-Мубаракфури
- Серик кари Ахметов
- Тимур Алиев
Уважаемые посетители Azan.kz, приближается священный праздник Курбан айт. В связи с этим, мы в очередной раз отвечаем на часто-задаваемые вопросы, посвященные этому событию.
- Курбан айт отмечается 10 дня месяца Зуль-Хиджа. В соответствии с официальным календарем исламских праздников Духовного управления мусульман Казахстана, Курбан айт в 2023 году выпадает на 28-29-30 июня.
- Согласно ханафитскому мазхабу, совершение жертвоприношения является ваджибом (обязательным). Доказательством этому служат слова Всевышнего:
«Молись Господу твоему совершая праздничную молитву и принеси в жертву животное» (108:2).
А также хадис Пророка, мир ему и благословение Аллаха:
«Кто имеет возможность и не приносит в жертву животное, тот пусть не приближается к месту совершения нами молитвы».
Для того, чтобы совершение жертвоприношения было обязательным, человек должен:
- быть мусульманином;
- дееспособным;
- совершеннолетним;
- свободным;
- мукимом, то есть не находиться в путешествии;
- обладать минимальным имуществом, с которого необходимо выплачивать закят (нисабом, который равен стоимости 85 г. золота, что по состоянию на 2023 год составляет - 1 500 000 тенге).
- Курбан не возлагается ни на ребенка, ни на душевнобольного независимо от того, обладают они имуществом (т.е. нисабом) или нет. Также не является ваджибом (обязательным) для их опекунов совершать курбан от их имени.
Для путника курбан тоже не является ваджибом. Путником ислам признает человека, который находится в поездке с намерением проехать 80 км и более. Он становится путником сразу, как только покинет город. Но если он намеревается остаться в каком-то месте 15 дней или более, он перестает там быть путником.
К жертвенным животным относятся:
1. Овцы и козы;
2. Коровы, быки и буйволы;
3. Верблюды.
Овцы и козы должны достичь годовалого возраста, крупнорогатый скот - двухлетнего, а верблюды - пятилетнего.
Из остальных животных курбан невозможен. Из названных трех видов животных можно приносить в жертву и самцов, и самок. Предпочтительным считается приношение в жертву барана и козла. Но если ягненок в шестимесячном возрасте наберет вес годовалого, то разрешается его жертвоприношение.
Животные должны быть полностью здоровыми и не иметь следующих изъянов:
1. Слепота на один или оба глаза;
2. Слабость и истощение;
3. Отсутствие уха или хвоста (более одной трети), зубов (половины и более);
4. Сломанный рог;
5. Хромота;
6. Явная болезнь.
- Это пост в день Арафат, который наступает 9-го числа месяца Зуль-Хиджа (27 июня). В хадисе, который передал имам Муслим, Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Пост в этот день служит искуплением грехов прошлого и будущего года». В качестве намерения на пост можно сказать: «Я намереваюсь держать пост дня Арафа от рассвета до заката ради довольства Аллаха». Однако намерением может быть осознание, что вы будете держать данный пост. Проговаривать в этом случае необязательно.
Во-первых, Курбан сделан обязательным, это дань благодарности Всевышнему за годовое мирское благо.
Во-вторых, отпускаются прегрешения и зарабатывается саваб (награда).
В-третьих, Курбан станет для хозяина в Судный день транспортом, который проведет его через мост Сырат и будет причиной его спасения.
В-четвертых, Курбан – это помощь мясом, шерстью и шкурой другим мусульманам, которые не могут себе этого позволить.
- Можно сделать курбан с намерением передать саваб, то есть, вознаграждение за него умершему родственнику или любимому человеку. Дозволено есть мясо Курбана, совершенного на свои средства, вознаграждение от которого он дарит умершему родственнику. Он также может угощать других. Такой курбан не обязательно совершать в праздничные дни, но если человек завещал сделать курбан после своей смерти, то является ваджибом совершить его именно в праздничные дни. Человек, который делает такой курбан, не может есть его мясо, а обязан полностью его раздать.
- Каждый человек может принести в жертву одного барана или одну козу. Жертвоприношение одного крупнорогатого скота или верблюда может совершить как один человек, так и группа людей, состоящая из семи человек. Причем все члены этой группы должны сделать намерение принести жертвоприношение. Сообщается со слов Джабира, что Посланник Аллаха ﷺ сказал:
«Корова приносится в жертву за семерых и верблюд за семерых».
В этом случае, компаньоны должны объединиться с намерением принести жертву ради Аллаха. Если кто-то из них ставит целью лишь купить мясо, то ни у одного из них курбан не будет действительным. Компаньоны по курбану должны, взвешивая, забрать каждый свою долю.
- Жертвоприношение нужно совершать после праздничной молитвы. Но если человек, по каким-либо причинам не смог это сделать в первый день, он может совершить обряд во второй день, а также в третий до захода солнца.
- Кастрированное животное принести в жертву можно. Абу Рафи' рассказывал:
«Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, принес в качестве жертвоприношения двух черно-белых кастрированных баранов». (Ахмад).
- Перед совершением жертвоприношения нужно сделать намерение, подготовить место и заточить нож. Нельзя точить нож перед жертвенным животным, это макрух. Пророк ﷺ сказал:
«Когда закалываете животное, делайте это хорошо, хорошо заточите свои ножи и закалывайте животное, не мучая его». (Муслим).
Жертвенное животное кладут левый на бок, поворачивают его голову в сторону кыблы, и произносят следующий аят, как дуа (это действие является желательным, но не обязательным):
Перевод: «Скажи: «Воистину, мой намаз и мое жертвоприношение (или поклонение), моя жизнь и моя смерть посвящены Аллаху, Господу миров, у Которого нет сотоварищей». (6:162).
Далее желательно произнести такбир:
После этого, произнося: «Бисмилляхи, Аллаху Акбар» и закалывается животное. Снимать шкуру и разделывать мясо надо только после его полного умерщвления.
- Присутствие имама или муллы при закалывании животного необязательно. Необязательно также читать суры и молитвы. Главное, при закалывании произнести: «Бисмиллях. Аллаху Акбар!».
- Жертвоприношение - это акт поклонения Аллаху. История этого обряда начинается еще со времен Пророка Ибрахима (а.с.). Всевышний Аллах для того, чтобы испытать Пророка Ибрахима (а.с.) и показать всем мусульманам пример покорности, повелел ему принести в жертву его сына Исмаила (а.с.). Когда Пророк Ибрахим (а.с.), был уже готов принести в жертву сына, Всевышний Аллах, испытав его покорность, ниспослал барана для жертвоприношения и сохранил жизнь Исмаила.
Сегодня, совершая жертвоприношение, мы делаем это как знак памяти о том, какую великую жертву готов был принести Пророк Ибрахим (а.с.). Мы также делаем это в знак благодарности за то, что Аллах сохранил жизнь Исмаилу (а.с.). Совершая жертвоприношение, человек демонстрирует абсолютную покорность Аллаху и следование пути Пророков, мир им. Поэтому важен сам процесс. Деньгами отдавать стоимость животного в качестве милостыни нельзя.
- Желательно (сунна) сделать это самому. Но если вы собственноручно не в состоянии совершить обряд закалывания, то вы можете уполномочить кого-либо сделать это от вашего имени. Но даже в этом случае вам желательно присутствовать непосредственно во время обряда.
«Пророк, мир ему и благословение Аллаха, когда совершал жертвоприношение за свою дочь Фатиму, попросил ее лично присутствовать во время обряда, сказав при этом, что с первой каплей крови, капнувшей с жертвенного животного простятся все ее предыдущие грехи». (Ибн Хиббан).
Но если человек не имеет возможности присутствовать на церемонии, он может совершить намерение, передать стоимость жертвенного животного и попросить, чтобы от его имени совершили обряд.
- Мясо жертвенного животного желательно (мустахаб) разделить на три части. Одну часть нужно оставить себе на нужды семьи, вторую часть оставить в качестве угощения для гостей, третью желательно раздать неимущим. Однако можно раздать и полностью.
- Шкуру животного можно оставить на собственные нужды или отдать в качестве садака. Категорически запрещено продавать шкуру и использовать деньги для себя, но можно отдать эти деньги в качестве садака.
Действия, следующие:
1. Праздничные ночи проводят в мольбе и поклонении, читают пропущенные намазы. Читают Коран и просят прощения. Ведь ду’а, совершаемые в праздничную ночь, принимаются. Как передал Табарани от Убада бин ас-Самита (р.а.), Пророк ﷺ сказал:
«Не погибнет в тот (Судный) день душа того, кто проводит ночи праздников Рамадан и Курбан, рассчитывая на вознаграждение, в поклонении, когда умрут сердца многих».
2. В праздничное утро встать пораньше, принять омовение.
3. Надеть чистую или новую одежду.
4. Использовать хорошие благовония.
5. Если это возможно, идти на намаз пешком, так как Пророк ﷺё в эти праздничные дни шел пешком к месту намаза.
6. Раздавать больше садака бедным и нищим.
7. По дороге на праздничный намаз произносить такбиры: «Аллаху Акбар, Аллаху Акбар, ля иляха илля Ллаху, Аллаху Акбар».
8. Если человек собирается совершить курбан, то желательно воздерживаться от пищи, пока он не сможет попробовать мясо своего курбана.
9. Есть мясо Курбана, так как это делал Пророк ﷺ.
На официальных сайтах ДУМК размещена информация с перечнем мечетей города, в которых можно совершить жертвоприношение.
- В диапазоне от 6 до 7 утра, в зависимости от города. В городах Алматы и Астана время чтения праздничного намаза - 6:00. Полное расписание по городам Казахстана опубликовано на сайте Azan.kz
- Начиная с фаджра намаза 9-го дня месяца Зуль-хиджа, который называется днем Арафа и продолжая до аср намаза 4-го дня праздника жертвоприношения, т.е. 13-го числа (1 июля), мусульманам следует читать такбир ташрика после каждой обязательной молитвы.
Передается, что Али, да будет доволен им Аллах, начинал произносить такбир после окончания утренней молитвы (фаджр) в День 'Арафа, последний раз произнося такбир после предвечерней молитвы ('аср) в последний из дней ташрика. (Аби Шейба приводит это предание в "Аль-Мусаннаф").
Каждый мужчина, независимо читает он намаз с джамаатом или один, обязан читать этот такбир вслух после каждой обязательной молитвы. Женщины же читают тихо.
Следует произносить следующие слова: