Дәрістер топтамасы
Ассаляму алейкум уа рахматуллахи уа баракятуху!
Одно из важнейших качеств, которым должны обладать мусульмане – это быть полезным для других людей. Наш дорогой Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) в своем хадисе сказал:
«Хойрун-наси анфауухум лин-нас»
«Самые лучшие из людей – самые полезные для людей».
Если мы обратим наше внимание на жизни Пророков, избранных рабов Аллаха, то заметим, что они посвятили свои жизни счастью других людей и каждый момент старались приносить пользу. В 31-м аяте суры «Марьям» Священного Корана Иса (а.с) заговорил по воле и могуществу Всевышнего Аллаха, будучи младенцем, начав со слов «Поистине, я – раб Аллаха», а дальше продолжил:
Уа джаалянии мубааракан айна мак унту
«Он благословил меня, где бы я ни был».
Слово «благословить» в данном аяте наши ученые растолковали, как «быть полезным для других людей». Верующий человек, ставящий себе в пример жизни лучших из людей, также должен стараться посвятить свою жизнь тому, чтобы быть полезным для других людей после того, как он познал Всевышнего и стал поклоняться Ему. Всевышний Аллах в 71-м аяте суры «Тауба» Священного Корана описывает верующих следующими словами:
«Верующие мужчины и женщины – помощники (и друзья) друг другу. Они призывают (друг друга) к хорошему и запрещают дурное, (полноценно) совершают намаз, выплачивают закят…»
Наши ученые сказали, что приносить пользу другим людям превосходит совершение дополнительных (нафиль) поклонений. Имам аль-Газали сказал: «Если какой-либо мусульманин нуждается в тебе, то не занимайся совершением дополнительных (нафиль) поклонений, пока не исполнишь его нужду. Помощь другому мусульманину почтеннее дополнительных поклонений!». Таким образом, ученые воспитывали своих учеников, призывая их быть полезными для других людей.
Один ученый по имени Ибрахим ибн Адхам, известный своей богобоязненностью, дружил с человеком по имени Шакик аль-Бальхи. Этот человек занимался торговлей и много времени проводил в поездках. В один из дней Ибрахим ибн Адхам дал свое благословение и проводил своего друга в путь. Однако его друг вернулся обратно спустя некоторое время. Ибрахим, заметив, что его друг вернулся раньше, чем обычно, спросил его о причине. Тогда Шакик аль-Бальхи ответил так: «Когда я сидел и отдыхал в одном месте во время этой поездки, то увидел ослепшую птицу со сломанным крылом. Я задался вопросом, как эта птица находит пропитание, как вдруг здоровая птица с двумя крыльями подлетела и накормила больную птицу. Тогда я пришел к следующей мысли: «О Аллах, если Ты накормил эту ослепшую птицу со сломанным крылом, то Ты не оставишь и меня без пропитания!», после чего я завершил свою поездку и вернулся обратно». Тогда Ибрахим сказал: «О Шакик, не подумал ли ты о том, чтобы быть похожим не на птицу со сломанным крылом, а на здоровую птицу, которая накормила ту, что слабее нее? Разве не сказал посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует): «Подающая рука лучше берущей»?». Тогда Шакик задумался над тем, что стоит в первую очередь самому быть полезным для других людей, и сказал, признав свою ошибку: «О Ибрахим, я ошибочно сделал выводы. Воистину, ты наш учитель, а мы лишь твои ученики!».
Как говорится в этой истории, мусульманин всегда должен стараться приносить пользу другим людям. Неправильно всю жизнь ожидать помощи от других людей и возлагать на них свои надежды. Хаким Абай сказал: «Быть искренним по отношению к другому человеку, насколько это возможно – достойное дело, но ожидать искренности других людей в корне неверно».
В какой бы сфере ни трудился мусульманин, он должен принимать свою должность, как аманат, с помощью которого он приносит пользу другим людям. Умар ибн Абдулазиз (да помилует его Аллах) в один из дней сидел на своей должности очень долго, чтобы помочь людям решить их проблемы, и очень устал. Когда он вернулся домой, чтобы отдохнуть, то к нему выбежал его сын и сказал: «Перед вашим домом сидят нуждающиеся люди. Уверены ли вы в том, что смерть не настигнет вас в то время, как вы отдыхаете дома, проявив небрежность к нуждам других людей?». Тогда он ответил ему: «Ты прав, сынок», после чего снова вернулся на свое рабочее место.
Наш дорогой Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) всегда учил своих сподвижников быть полезными для других людей. Ученый, один из сподвижников Абдулла ибн Умар (да будет доволен Аллах ими обоими) сказал: «Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) в один из дней спросил: «Есть одно дерево, которое похоже на мусульманина. Его листья не опадают. Кто сможет ответить мне, что это за дерево?». Люди стали перечислять названия разных деревьев. Я подумал про себя: «Наверняка, это финиковое дерево», но постеснялся сказать свое мнение. Затем люди попросили: «О Пророк, скажите нам, что это за дерево!» Тогда наш Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Это – финиковое дерево»».
Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) часто приводил обычные примеры людям для того, чтобы объяснить разные вопросы в религии. Из вышеприведенного хадиса о схожести мусульманина с финиковым деревом мы получаем следующие выводы: один из способов обучения Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) своих сподвижников – это вопрос-ответ. С помощью этого Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) призывал сподвижников задуматься и поразмышлять.
Абдулла ибн Умар уважал старших, смущался разговаривать и выражать свое мнение в их присутствии. Потому что он, несмотря на то, что знал ответ на вопрос Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), постеснялся озвучить его в присутствии более старших по возрасту сподвижников.
Также, как возможно использовать все части финикового дерева, также и мусульманин должен быть полезным для других людей.
Сподвижники, которые получили такое воспитание посланника Аллаха, действительно посвятили свои жизни, принося пользу другим людям, и оставили вечный след в истории. Когда поздние ученые описывали сподвижников, то говорили следующее: «Если сподвижники приносили пользу другим людям, то они ощущали себя их должниками. Потому что они надеялись на бесконечную награду от Аллаха за их добрые дела».
Хаким Абай сказал также в одном из своих слов-назиданий: «Если будешь трудиться для себя, то будешь лишь пасущимся скотом для себя. Если же будешь трудиться на пользу других людей, то будешь любимым рабом Аллаха».
Давайте же и мы постараемся быть полезными для других людей. Наш дорогой Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:
«Никогда не относись небрежно к деяниям, которые повелеваются в шариате, даже если это приветствие своего брата с улыбкой на лице».
Шакарим Кудайбердиев сказал: «Ты снова возвращаешься и не приходишь к своему народу, не используешь для жизни то, что имеешь, если же ты оставишь за собой благой след, то запомни, это и есть настоящее счастье, тогда ты останешься жить в памяти вечно!»
Пусть Всевышний Аллах поможет нам совершать деяния, полезные в обоих мирах! Аминь.