Дәрістер топтамасы
«Не радуйтесь тому, что вы накопили богатство — оно покинет вас, как только вы покинете этот мир». (Ходжа Ахмед Яссави).
Одна из слабостей людей в этом мире — любовь к мирскому. Священном Коране Аллах описывает интерес человека к миру следующим образом: «Приукрашена для людей любовь к удовольствиям — от женщин, сыновей, накопленного золота и серебра в огромных количествах, от породистых скакунов, от скотины и посевов. Это (лишь) бренные удовольствия земной жизни, а у Аллаха есть лучшее, к чему стоит стремиться» (Сура «Али-Имран», аят 14).
Наша религия не запрещает людям честно работать и зарабатывать средства. Однако целью всей жизни не должно быть желание зарабатывать все больше и больше, чтобы не попасть в ловушку жадности. Шакарим Кудайбердыулы оставил такое назидание:
Не копи ты богатства ради славы,
Ведь все это бренно, лишь для забавы.
В мир иной ты лучше стремись,
Все что надо туда, запасись.
Один мудрец однажды рассказал своим ученикам следующую историю: «Как-то один человек идя по лесу, споткнулся и провалился в пещеру. Когда он падал, он успел схватиться за ветку дерева. Когда он заглянул внутрь пещеры, он увидел рычащего льва с открытой пастью и скрежетавшего зубами. «Как бы ни попасть ему в пасть», — думал он, как вдруг подошли черная и белая мышь и начали грызть ту самую ветку, за которую держался этот бедняга. Не зная что делать, он оглядывался по сторонам и увидел в дупле дерева небольшой улей. А оттуда издавался приятный запах свежего меда. «Ах, попробовать бы чуть-чуть из этого ароматного меда», — мечтал он, позабыв о том, что он вот-вот упадет в пасть зверя. Ведь он был настолько поглощен своими мыслями».
Мудрец, завершив свой рассказ, немного сделав паузу, продолжил: «Лев с открытой пастью — это смерть, ожидающая и старика, и младенца. Черная мышь и белая мышь, поедающие дерево — наши дни и ночи. Подобно тому, как человек увидев улей, размечтался о его меде, позабыв, что вот-вот станет жертвой львиной пасти, человек, влюбленный в мирские блага, будет думать только о бренном мире, позабыв, что рано или поздно его настигнет смерть и все, что ему казалось дорогим, не будет иметь никакой цены».
В Священном Коране говорится: «Ведь он страстно любит (земные) блага. Разве он не знает, что, когда воскресят тех, что в могилах, и выявится все (тайное), что (было) в душах (людей), их Господь будет, поистине, знать обо всем (и воздаст им за их убеждения и дела)?!» (Сура «Аль-’Адият», аяты 8-11).
Мудрый Абай говорил: «Превратность жизненная — многим тяжкий плен, Мы плачем от её ударов и измен».
Абай упрекая тех, кто впал в такую суетность, говорил: «Это от того, что нет у многих из нас иной мысли, кроме мечты накопительства. Нет у нас земледелия, торговли, мастерства, науки. Люди думают только об умножении скота. Умножив стада, они передают их пастухам, а сами, наевшись мяса, напившись кумыса, хотят наслаждаться любовью и скачками. И вот праздность делает для человека тесными его кочевье и зимовье. Ему кажется, что мало у него земли для стад, которых он сам не видит. И он отбивает землю у соседа кляузами, взятками, насилиями. А сосед старается вытеснить другого соседа или уходит с места, на котором жили его предки».
В другом аяте Всевышний Аллах описывает быстротечность мира следующим образом: «Знайте же, что жизнь мира сего — лишь игра и забава, бахвальство и похвальба между вами, состязание в том, чтобы обрести больше имущества и детей, — [все это] подобно дождю, предвещающему добрый урожай и приводящему в восторг земледельцев, так как он способствует росту [растений]. Но потом [растения] увядают, и ты видишь, как они желтеют и обращаются в труху. А в будущей жизни [неверным] уготовано тяжкое наказание, [верующим] же — и прощение от Аллаха, и благоволение. Ведь жизнь в этом мире — лишь обольщение благами преходящими». (Сура «Аль-Хадид», аят 20).
Нет предела человеческой алчности, поэтому как бы и сколько бы он не пытался приобрести, ему будет казаться, что этого мало. Некоторые ученые сравнивают мир с тенью, которую нельзя достичь, преследуя ее. Напротив, как тень человека, стоящего напротив Солнца, следует за ним, так и его благие поступки следуют за ним, если он стремится в Ахират, к довольству Аллаха.
В хадисе Пророка (мир ему и благословение Аллаха) говорится: «Чьё стремление — будущая жизнь, Всевышний Аллах вложит богатство в его сердце. Все блага мира будут вынуждены прийти к нему. А того, кого волнует только бренный мир, Всевышний Аллах оставит его в постоянной нужде. Всевышний Аллах не дает ничего, кроме того, что Он предопределил». (имам Тирмизи).
Кораблю лучше плавать на воде. Однако, если вода попадает в судно, оно тонет в бездне. Точно так же хорошо иметь средства в кармане. Потому что человек, у которого они в кармане, не только обеспечит семью необходимой едой, ни получит возможность раздать родственникам и бедным. Но если эти средства переместятся из кармана в его сердце, то тогда это станет для него проблемой и возможно, погрузится в пучину греха.
Многие из сподвижников, табиинов и ученых были богаты и состоятельны. Но они никогда не хранили мирское в своих сердцах. Были времена, когда требовалась помощь во имя религии, и Абу Бакр (да будет доволен им Аллах) приносил с собой все свое имущество. А Умар (да будет доволен им Аллах) приносил половину. Усман (да будет доволен им Аллах) как-то пожертвовал сотней верблюдов на пути Аллаха со всем грузом. Одним из таких богатых людей был имам нашей ханафитской школы Абу Ханифа (да смилостивится над ним Аллах). Однажды пришел незнакомец и сказал ему, что на караван имама напали грабители и ограбили все его имущество. Имам Абу Ханифа помолчал некоторое время и сказал: «Альхамдулиллах». Через некоторое время мужчина вернулся и сказал, что его караваны в безопасности и что разграбленные караваны не принадлежат Абу Ханифе. Имам снова замолчал и сказал: «Альхамдулиллах». В обоих случаях ученики имама, который ответил: «Альхамдулиллах» (вся хвала Аллаху), были поражены его словами и спросили его, что они значат. Имам пояснил им: «Я восхвалял и благодарил Всевышнего Аллаха, Который не вкладывал в моё сердце переживаний и радостей за мирские ценности».
Следовательно, мусульманин должен защитить свое сердце от такого порока, как любовь к мирскому. Любовь к миру и любовь к Аллаху не могут быть в одном сердце.
Иса (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «В сердце верующего не уместятся любовь к мирскому и любовь к вечному так же, как и не уместятся вода и огонь в одном сосуде».
Мудрый Абай воспевал:
Кто друг земному, тот иным мирам чужой.
Несовместимы две души в душе одной.
Кто жаден к жизни, кто небытия боится.
Тот, знаю, верует не всей своей душой.
Истинный мусульманин — это тот, кто уделяет внимание и своей работе, и земному миру, и будущей жизни. Он зарабатывает себе на жизнь честным трудом, и если он богат, он раздает милостыню, выплачивает закят, и его счастье или несчастье не зависят от его материального богатства.
Да будет доволен нами Аллах, и одарит Он нас благом в будущей жизни и в мире этом!
«О, Аллах, приведи для меня в порядок мою религию, которая служит мне защитой во всех моих делах, и приведи для меня в порядок мир этот, в котором я живу, и приведи для меня в порядок мир вечный, куда я вернусь, и сделай так, чтобы жизнь только добавляла мне всякого блага, и сделай для меня смерть отдохновением от всякого зла!» (имам Муслим).