Дәрістер топтамасы
«Самый сильный огонь в этом мире — это всего лишь семидесятая часть адского огня. Если бы Он дал ее вам до того, как она дважды погрузилась в море, вы бы не получили от нее никакой пользы». (Абдулла ибн Масуд).
Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Клянусь Тем, в чьей Длани моя душа, если бы вы увидели то, что видел я, то стали бы мало смеяться и много плакать». Его спросили: «Что же ты видел, Посланник Аллаха?» Он ответил: «Я видел Рай и Ад». Комментируя этот хадис, имам Куртуби сказал: «Наш Учитель, Пророк, видел будущую жизнь и был свидетелем ее тяжелых мучений. В адском огне он видел всевозможные мучения неверующих, грешников и скверных людей, от которых стынет кровь в жилах. Он также видел блага вечного Рая, о которых никто не слышал и никто не видел дотоле. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) видел все это своими глазами и все, как есть. По этой причине душа Пророка (мир ему и благословение Аллаха) была полна слез. Вот почему он не смеется, а лишь немного улыбается».
Подобное высказывание можно найти в сборнике хадисов Тирмизи. Пророк (мирему и благословение Аллаха) сказал: «Поистине, я вижу то, чего не видите вы: заскрипели небеса, и есть у них право скрипеть, ведь нет в них места размером с четыре пальца, на котором не было бы ангела, склонившего лоб пред Аллахом в земном поклоне. Клянусь Аллахом, если бы знали вы то, о чём известно мне, то вы мало смеялись, много бы плакали и не наслаждались бы жёнами на ложах, а вышли бы на дороги и громко взывали к Аллаху».
Ад, согласно Исламу, является местом наказания тех, кто не верует в Аллаха и совершает грехи до Конца света, когда все человечество воскреснет и предстанет перед Аллахом.
Почти во всех религиях имеется учение о существовании жизни после смерти. Также всем хорошо известно, что за плохие дела есть наказание, а за благие дела — награда. Источники нашей религии, Священный Коран и хадисы Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха), дали этому месту разные названия и подробно описали его. Предупредили о тяжести страданий в Аду и призвали людей избегать такого ужасного места.
Ученые Ахлю Ас-Сунны говорят, что семь ворот называются:
1. «Джаханнам» (Сура «Ат-Тауба», аят 35);
2. «Джахим» (Сура «Аль-Маида», аят 10);
3. «Хауия» (Сура «Аль-Кори’а», аяты 9-11));
4. «Хутома» (Сура «Аль-Хумаза», аяты 4-7);
5. «Ляза» (Сура «Аль-Ма’аридж», аяты 15-16);
6. «Саир» (Сура «Ан-Ниса», аят 55);
7. «Сакор» (Сура «Аль-Муддассир»).
Из них «Джаханнам (Ад)» — это, с одной стороны, название поверхности Ада, куда спускаются грешные мусульмане, и, с другой стороны, общее название Ада. Однако в хадисах Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорится, что, какие бы грехи ни совершали мусульмане, они не проведут вечность в Аду. Конечно, при условии, что если они не будут придавать сотоварища Единому Аллаху или не отступятся от Ислама.
Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Выйдет из огня тот, кто скажет: «Нет бога (достойного поклонения), кроме Аллаха», храня в сердце своём веру весом (хотя бы) с ячменное зерно, и выйдет из огня тот, кто скажет: «Нет бога (достойного поклонения), кроме Аллаха», храня в сердце своём веру весом (хотя бы) с пшеничное зерно, и выйдет из огня тот, кто скажет: «Нет бога (достойного поклонения), кроме Аллаха», храня в сердце своём веру весом (хотя бы) с пылинку».
Всемогущий Аллах также заявляет в аяте 48 суры «Ан-Ниса», что любые грехи могут быть прощены, кроме тех грехов, как совершение ширка мусульманином (придавать вещам божественные качества): «Поистине, Аллах не прощает многобожия, но прощает то, что меньше этого (менее тяжкие грехи), кому пожелает. Кто же приравнивает (кого-либо) к Аллаху, тот замыслил великий грех».
Описание и мучения Ада
Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Ад горел тысячу лет, пока не покраснел. Затем еще тысячу лет, пока не побелел. А затем еще тысячу лет, пока не почернел. Сейчас же там царит черная темнота».
Адские муки не из легких. Вот так это описывается в Священном Коране: «Поистине, не поверивших в Наши аяты Мы сожжем в огне. Каждый раз, когда их кожа сгорит, Мы заменим ее новой кожей, чтобы они вкусили (новое) наказание» (Сура «Ан-Ниса», аят 56); «Неужели они равны тем, кто вечно пребудет в Аду и кого поят кипятком, разрывающим кишки? (Сура «Мухаммад», аят 15);
«Поистине, дерево заккум (самое горькое дерево, которое будет в Аду) станет пищей грешника. Подобно осадку масла (или расплавленной меди), оно будет кипеть в животах так, как кипит кипяток. (Будет сказано ангелам Ада): схватите его и тащите до середины Ада. Затем налейте ему на голову кипяток, причиняющий страдания» (Сура «Ад-Духан», аяты 43-49).
Причины, приводящие в Ад
Коран описывает некоторые деяние, ведущие в Ад. Например, в аяте 93 суры «Ан-Ниса»: «А кто убьет верующего умышленно, тому возмездие — Ад, в котором он пребудет вечно. Аллах гневается на него, проклинает его и готовит ему великое наказание».
В следующем аяте: «Обрадуй (Мухаммад) тех, которые накапливают золото и серебро и не тратят их на пути Аллаха, болезненным наказанием. В тот день (Судный день) они (накопленные ими сокровища) раскалятся в огне Ада, и ими будут клеймить (прижигать) их лбы, бока и спины. (Им скажут:) «Вот то, что вы копили для себя. Вкусите (воздаяние за) то, что вы копили!».
Из этого аята ясно, что мусульмане, которые накапливают богатство, но не платят с него закят, с большей вероятностью подвергнутся мучениям. Забывая при этом, что Аллах дал им силу, здоровье и возможности, которые Он ниспослал с неба, и что Он произвел траву из земли, вырастил урожай, увеличил поголовье скота и что Он создал весь человеческий род. Невзирая на это, человек с высокомерием и гордостью заявляет, что это он сам своим умом всего этого добился.
Разумеется, конец его будет печальным. Всевышний Аллах повествует об этом в Священном Коране «В истории богатого Каруна» (Сура «Аль-Касас», аяты 76-84).
Кроме того, в аяте 10 суры «Ан-Ниса» Господь заявляет, что тяжким грехом является нарушение прав людей, особенно присвоение имущества сироты, и что он будет подвергнут адскому огню: «Поистине, несправедливо расходующие имущество сирот наполняют животы свои огнем. И в огне они будут гореть».
В Коране и хадисах приводится множество примеров больших и маленьких грехов. Высокомерие и гордость, самоубийство, ростовщичество, отказ от намаза и поста, неповиновение своим родителем, нарушение прав человека, лицемерие, высказывание своего мнения от имени Аллаха и говорить то, чего не говорил Пророк, оскорбление невинных людей, издевательство над животными, ложь, разрыв отношений с родственниками и тому т.п. Все это являются причинами попадания человека в Ад.
На самом деле, будь то маленький или большей грех, важность не в значимости или величины греха, а перед Кем он совершается. Однажды спросили лису: «Сколько ты знаешь способов убежать от волка?» Тогда лиса сказала: «Эх! Я знаю множество способов убежать от него! Но лучшее из всего, так это вовсе не встречаться с ним».
Поэтому мы должны делать все возможное, чтобы не делать того, что может привести к Аду. Вышеупомянутые грехи не только причиняют нам большие страдания в будущей жизни, но также заставляют нас страдать и в этом мире.
Не терять надежды на милость Аллаха
Передают со слов Умара ибн аль-Хаттаба (да будет доволен им Аллах!) — который рассказал следующее: «К Посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) привели пленников. Среди пленных была женщина, которая что-то искала. Когда же она нашла среди пленных своего маленького сына, то схватила его, обняла, а потом накормила грудью. Тогда Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал нам: «Как вы думаете, бросит ли эта женщина своего ребёнка в огонь?». Мы ответили: «Нет... клянёмся Аллахом! Добровольно она его никогда не бросит».
Тогда Посланник Аллаха (мир ему и благословение!) сказал: «Аллах же более милостив к Своим рабам, чем эта женщина к своему ребёнку» (имамы Бухари и Муслим).
Поистине, милость Всемогущего Аллаха безгранична. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал в одном из хадисов: «Всевышний Аллах разделил милосердие на сто частей. Девяносто девять частей оставил у Себя и одну часть ниспослал на землю, благодаря которой милосердие по отношению друг к другу проявляют все создания, (в том числе и) лошади, которые поднимают свои копыта (повыше и удаляют) их от своих детёнышей, опасаясь задеть их». Тогда представьте себе, как будут выглядеть оставшиеся девяносто девять проявлений Божьей милости в будущей жизни для верующих.
Однажды к Пророку (да благословит его Аллах и приветствует) пришел ангел Джабраил. Рядом с Пророком (да благословит его Аллах и приветствует) сидел плачущий мужчина. Когда Джабраил увидел его, он спросил: «Кто это?» Пророк (мир ему и благословение Аллаха) ответил: «Такой-то сын такого-то». Тогда Джабраил сказал: «Мы взвешиваем все дела людей, кроме плача и рыданий из-за страха перед наказанием Аллаха. Всевышний Аллах каплей подобного рыдания тушит моря пламенного огня Ада» (имам Ахмад, глава «Зухд»).
Этот мир дается только один раз
Этот мир дается только один раз. С этим никто не спорит. Независимо от того, сколько проповедей было прочитано и написано много книг, полных заповедей, человек все равно проявляет беспечность. Понятно, что эта жизнь, не остановившаяся ни на миг по велению Аллаха, не остановится и по нашей просьбе. И не будет возможности повернуть время вспять и исправить то, что когда-то мы по глупости допустили. Это то, что называется судьбой. Это то, чего никто избежать не сможет. Только тот, кто жаждет Божьей милости и Его довольства может обрести истинное счастье. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Человек, раскаивающийся в своих грехах, подобен тому, кто их совсем не совершал».
В Священном Коране Аллах описывает события с момента рождения человека и даже то, что было до этого и после. Естественно, это милость Всевышнего. Потому что разумный человек, зная о прошлых событиях, извлекает из этого урок, и впредь в такие ситуации старается не попадать. Он изо всех сил старается не попасть в эти ловушки. В Коране описывается одна из таких ситуаций, которые могут послужить уроком для людей: «И придет (суд или наказание) твоего Господа, и ангелы — рядами, и приведут в тот день Ад, — тогда только (неверующий) человек осознает (истину). Но зачем ему (это) осознание? (Уже будет поздно!). Он (неверующий) скажет (с сожалением): «Если бы я заранее подготовился к своей (вечной) жизни...» (сура «Аль-Фаджр», аяты 22-24).
Истинная жизнь — это жизнь в ахирате. Человеческое тело бренно, а душа создана для вечности.
Мудрый Абай писал: Не увлекающийся жизнью своей, текучесть мира постигает всё ясней.
Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Этот мир как место для подготовки к будущему, как пашня для Ахирата». Никто не знает, кому, сколько отведено для этой жизни. Всему придет конец, ведь и пророки, и святые прошли через эту жизнь.
Господь наш! Одари нас добром в этом мире и добром в Последней жизни и защити нас от мучений в Огне.