Циклы уроков
- Azan.kz
- Абу Мансур аль-Матуриди
- Абуль-Касим Абдель-Карим ибн Хавазин аль-Кушайри
- Азамат Абу Баязид аль Ханафи
- Ансаган Абдрахман
- Бауржан Алиулы
- ДУМК
- Еркинбек кари Шокай
- Ерсин Амире Абу Юсуф
- Имам Абу Хамид Мухаммад Газали
- Имам Ан-Навави
- Имам ан-Насафи
- Иминов Нурмухаммад
- Канатали Такиров
- Рамадан аль-Бути
- Сафи-ар-Рахман аль-Мубаракфури
- Серик кари Ахметов
- Тимур Алиев
20 урок: О дополнительных молитвах
Продолжаем цикл уроков по фикху имама Аль-Кудури (р.а.). Сегодня у нас новая глава: «О дополнительных молитвах». К этой категории относятся все молитвы, помимо обязательных. Имам Кудури говорит:
Суннат намазы – это:
2 ракаата сунны утреннего намаза. (т.е. имам Кудури здесь, обобщая, будет перечислять как сунну муаккада, также гойру муаккада мустахаб намазы),
4 ракаата сунны дообеденной молитвы (зухр),
2 ракаата сунны послеобеденной молитвы (аср).
Таким образом, имам Кудури перечисляет намазы, которые относятся к сунне муаккада. Это значит, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), выполнял данные молитвы и оставлял их только если была уважительная причина.
4 ракаата до молитвы аср. Имеется в виду не сунна муаккада, а гойру муаккада, в нашем мазхабе желательная мустахаб молитва. Если человек желает, то может совершить не 4 ракаата, а 2 ракаата – говорит имам Кудури.
2 ракаата сунны муаккада после вечерней молитвы (магриб),
4 ракаата (мустахаб) до ночной молитвы (иша),
4 ракаата сунны муаккада после ночной молитвы. Но, как говорит имам Кудури, человек может прочитать 2 ракаата вместо четырех ракаатов.
В своем хадисе, Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорит: «Тому, кто будет совершать помимо обязательной молитвы 12 дополнительных ракаатов – ему будет построен дом в Раю». (Муслим)
Ученные ханафитского мазхаба пришли к выводу, что это именно те 12 ракаатов дополнительных молитв постоянной сунны.
Далее ночные дополнительные молитвы. Имам Абу Ханифа (р.а.) сказал: «Тот, кто встал ночью (допустим, на тахаджуд намаз) может совершить 8 ракаатов с одним таслимом». (Таслим в намазе - когда молящийся последовательно поворачивает голову направо и налево произнося салям). «Чтение более этого (10 или 12 ракаатов) с одним таслимом является не желательным» - дополняет Абу Ханифа.
По мнению учеников Абу Ханифы (р.а.) Мухаммада и Абу Юсуфа ночная (дополнительная) молитва читается по 2 ракаата. Т.е. в отличие от мнения Абу Ханифы, который допускал чтение 8 ракаатов с одним таслимом, его ученики придерживаются мнения, что таслим необходим после прочтения каждых 2 ракаатов.
Хукм чтения Корана в каждом ракаате дополнительной молитвы, а также в витр намазе – является фардом. Является фардом в каждом ракаате читать Коран.
Следующее положение – человек начал читать молитву, затем нарушил ее, вышел из намаза – в этом случае, он должен восполнить ее. Бывает так, что человек вознамерился прочитать 4 ракаата суннат намазов, будь это зухр или духа намаз или другая дополнительная молитва в 4 ракаата, и если он нарушил молитву в 3 или 4 ракаате, то восполнению подлежит только 2 ракаата, т.е. 3, 4 ракаат.
В нашем мазхабе допустимо читать дополнительные молитвы сидя. Бывает так, что человек начал читать дополнительную молитву стоя, а затем продолжает ее сидя, то такая молитва допустима - это мнение Абу Ханифы (р.а.). Согласно мнению его учеников Мухаммада и Абу Юсуфа, так делать можно только в случае, если у человека есть уважительная причина. К примеру, человек начал молится стоя, затем у него закружилась голова или прихватило ногу в таком случае он может дочитать молитву в положении сидя.
Человек, который находится за пределами города, и тут не важно, он путник или постоялец, такой человек может молится, т.е. совершать суннат намазы и нафили, сидя на верховом животном, либо сидя в автотранспортном средстве. И не важно, поворачивается транспортное средство влево или вправо, он продолжает молитву совершая руку и саджда наклонами туловища.
Все что было сказано в этой теме, касается только дополнительных молитв. Что касается обязательных молитв, то если человек находится на транспорте, в междугороднем автобусе, поезде или самолете и зашло время обязательной молитвы (фард), то по возможности он должен читать ее стоя. Если приводить пример с поездом, намеривающийся совершить намаз встает (к примеру) в тамбуре поезда, находит Кыблу и начинает намаз. В случае, если поезд совершает поворот, то молящемуся следует по возможности повернутся к Кыбле. В случае, если в процессе движения транспорта молящемуся сложно определить направление к Кыбле, то, в этом нет ничего страшного, он может читать намаз по направлению движения транспортного средства.
Здесь мы вкратце отметили, что обязательные намазы следует читать стоя. В крайнем случае обязательный намаз дозволяется совершать сидя. Что касается дополнительных намазов, которым посвящен урок, то их на транспорте дозволяется читать сидя, в этом нет проблем.
На этом урок завершен.
Ас-саляму алейкум, кажется тут опечатка "2 ракаата сунны послеобеденной молитвы (аср)".