Дәрістер топтамасы
«Легко «Аллах» произнести. Но бога чти не на словах. Ты в сердце веру обрети, А все иное — только прах». (Абай).
Поскольку сердце — это место веры, любви, намерения, надежды и страха, учение ихсана уделяет большое внимание изучению этих сердечных деяний. Джунайд аль-Багдади (да помилует его Аллах) сказал: «Человек, идущий по пути истинного ихсана — это человек, который очищает свое сердце от всего, кроме Аллаха».
Шейх Ахмад Зарук (да смилостивится над ним Аллах): «Суфизм направлен на очищение сердца и посвящение его только Аллаху. Наука «Фикх» (шариат) стремится исправлять деяния, сохранять систему и проявлять мудрость через хукмы (шариатские решения). Наука «Таухид» направлена на осознание наиболее важных вопросов с помощью доказательств и наполнение веры убежденностью. В то время как медицина лечит человеческий организм, грамматика учит правилам правильной речи».
Ибн Закуан сказал: «Учения суфизма имеют дело с сердечными заболеваниями по отношению ко всем ситуациям, с которыми человек может столкнуться в Жизни».
Поэтому человеку на пути к духовной зрелости следует обращать особое внимание на проблемы с сердцем и стараться как можно лучше их вылечить. Это объясняется тем, что здоровое сердце способствует правильности всех человеческих действий, а больное сердце — причина всех неправильных человеческих действий. Некоторые сравнивают сердце с капитаном корабля. Потому что направление корабля зависит от приказа командира.
Мудрый Абай в своем семнадцатом слове говорит: «Воля, сердце и разум спорили, кто из них важнее. Они пришли к знанию, чтобы оно решило этот спор» и в итоге знание ответило: «Посоветовавшись, соединитесь все трое вместе, но помните, что серце — повелитель. Если вы все трое будете в одном человеке, то человек, который будет руководиться вами, станет праведником и даже пыль его ног сможет исцелять слепых. Если же будут раздоры между вами, то пусть человек послушает свое сердце».
Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал, что внимание Аллаха обращено к сердцу человека: «Поистине, Аллах не смотрит ни на ваше обличье, ни на имущество ваше, но смотрит Он на сердца ваши и ваши дела» (имам Муслим).
В этом мире людей будут судить по их внешнему виду и одежде, а в Судный день обратят внимание на внутреннее содержание.
Али ибн Абу Талиб (да будет доволен им Аллах) сказал: «Роскошные украшения и красивая одежда придадут тебе лишь временную красоту. Истинная красота человека в его нраве. Потому что человека с благим нравом полюбят и люди, и Всевышний». В Коране говорится, что в Судный день людей спросят об их деяниях: «Не следуй тому, чего не знаешь. Поистине, слух, зрение и сердце — все они будут призваны к ответу (за совершенные поступки)» (Сура «Аль-Исра», аят 36).
Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) призывал своих сподвижников обратить внимание на исправление сердца и очищение его от различных болезней. В одном из этих хадисов Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Благочестие (скрыто) здесь!» и Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) указал рукой себе на грудь.
Однажды Умар аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах) увидев сутулившегося человека с опущенной головой сказал ему: «Подними голову». В самом деле, страх перед Аллахом не в шее, а в сердце».
Следовательно, такие хорошие качества как благой нрав и преданность Аллаху, напрямую связаны с чистотой нашего сердца. Лукман Хаким сказал своему сыну: «О, мой сын! Мир подобен невидимой реке. Многие ученые и некоторые люди утонули в этой реке. Пусть твоим плывущим по этой реке кораблем будет довольство (шукр) и вера (иман) во Всемогущего Аллаха. Возьми богобоязненность (такуа) и поклонение (ибадат) как необходимые запасы своего корабля. Пусть паруса его будут упованием (тауаккуль) на Аллаха. Это единственный способ выжить и не погрузиться в пропасть» (имам Байхаки).
Да даст нам Всевышний Аллах иметь сердца, преданные Его религии, полные добра и направляющие наши тела к добру!