Дәрістер топтамасы
65. Способность присутствует до действия или вместе с ним?
Есть точка зрения о том, как эта сила (способность) не является частью тела, то она по своей сущности должна быть акциденцией. Бытие акциденций не является продолжительным, ведь существование того, что стремится к исчезновению, возможно только при существовании чего-то иного [1]. Так как акциденции не существуют сами по себе, то они не допускают одновременного существования других акциденций, и если существование вещи привязано к существованию другой вещи, то она является исчезающей (тленной). Способность, связанная с причинами, может не состояться только в том случае, если она не присутствует в момент действия. Это же относится и к способности действовать, из этого следует, что способность к действию существует вместе с самим действием. И нет силы ни у кого, кроме Аллаха.
В силу того, что способность (сила) связана с действиями, то есть вероятность наступления немощности после состояния обладания могуществом, и если могущество для совершения действия возникало бы после действия, то момент действия характеризовался бы немощностью, что является противоречием, делающим несостоятельным данное предположение. И нет силы ни у кого, кроме Аллаха.
Если бы сила была связана только с состояниями [2], то уже до начала деяния не было бы потребности в Аллахе. Но, как известно, Аллах Всевышний наделил свои творения нуждой в Себе Самом в то время, как Он Независимый, Восхваляемый. Они не могут освободиться от зависимости, которая присуща им. Основа заключается в том, что если бы эта сила сохранялась, то не было бы потребности в ее сохранении, когда деяния еще нет, что указывало бы на отсутствие потребности в творце до начала действия. А это считается мерзостью с точки зрения священных текстов. И нет силы ни у кого, кроме Аллаха. Сила не познается сама по себе. У нее нет границ, благодаря которым можно было бы познать ее сущность, она является одним из условий совершения действия, и действие не может появиться ранее наличия этой силы, так как оно существует благодаря ей. Из этого следует, что она должна присутствовать в момент действия. И успех исходит только от Аллаха.
Не может существовать сущность, обладающая могуществом, но ‚никогда не совершающая действие, точно также как не может существовать немощная сущность, совершающая действие. Признание могущества и отрицание действия недопустимо так же, как недопустимо признание немощности и действия одновременно, ведь они обе исходят от одной и той же сущности. В то же время это недопустимо с точки зрения разума, так как они являются противоположностями. И речь не идет о смерти, так как смерть - это абсолютная немощность. Жизнь не характеризуется абсолютным могуществом, так как иногда от живого существа действия могут не исходить, и в то же время недопустимо существование сущности, обладающей могуществом во время двух временных промежутков, но не совершающей деяния. И нет силы ни у кого, кроме Аллаха.
Также в реальном (существующем) мире мы обнаруживаем причины (которые могут существовать только благодаря причине времени), указывающие на то, что вещи существуют либо по выбору, либо по принуждению. Как, например, выход и вынужденный выход, исчезновение и вынужденное исчезновение, боль и удар, наслаждение и источник наслаждения, усилия и богатство вместе с действием. Что касается возможности выбора, то, например, близость к Аллаху при наличии веры, и вражда Аллаха при ее отсутствии, принятие и отвержение, и др. Именно по этой причине вещи получают свое наименование и какоето заключение (характеристику). Несмотря на то, что Аллах описывается действием в извечности, в то время когда Его действие связано с иной сущностью, то всегда упоминается время, характерное для этой сущности. Именно поэтому, например, говорят: «Он продолжал быть знающим о нем, существующим в момент его существования». И нет силы ни у кого, кроме Аллаха.
Другая грань связана с утверждением му‘тазилитов о том, что в основе невозможного не лежит отсутствие силы. Он совершает действие, характеризующееся абсолютностью. Они не отрицают это действие исходя из отсутствия силы или наличия препятствия, ведь отсутствие силы и невозможность -- это одно и то же. Не допускается вероятность действия в одном состоянии и наличии препятствия в другом состоянии, но допускается в случае отсутствия силы, так как до этого она присутствовала. И нет силы ни у кого, кроме Аллаха.
Основа этого заключается в том, что если действие не существует во время наличия силы, то оно должно существовать во время ее отсутствия, тогда причиной действия будет отсутствие силы и это будет утверждением о наличии деяния при отсутствии силы, и действие будет доказательством того, что его исполнитель не обладает необходимым могуществом. Исходя из этого, они доказывали, что Аллах могущественный, однако это доказательство опровергается реальной действительностью. Ведь в этом случае истина заключается в том, что Он знал, что во время действия не обладает могуществом, тогда действие становится опровержением могущества, что само по себе опровергает единобожие. И нет силы ни у кого, кроме Аллаха.
В то же время, что касается наличия могущества (если от этого наличия нет никакой пользы), то его наличие и отсутствие во время действия полностью идентичны, что указывает на обязательность признания действия, а не абсолютной силы, либо обязательность признания существования могущества вместе с действием [3]. И нет силы ни у кого, кроме Аллаха».
* Появляется ли способность совершить действие перед совершением действия, или она появляется одновременно с действием.
1. Сточки зрения исламского вероучения, субстанция — это то, что может существовать само по себе, а акциденция — это то, что может существовать только вместе с субстанцией. И здесь под словом «иное» имеется в виду субстанция. То есть акциденция существует не сама по себе, а только благодаря существованию субстанции, которой она присуща.
2. То есть присутствовала бы до действия и не возникала бы благодаря тому, кто ее создает.
3. В момент действия.
66. Вопрос относительно допустимости силы для двух противоположностей и наложения невозможного*
Келесі дәріс