Циклы уроков
- Azan.kz
- Абу Мансур аль-Матуриди
- Абуль-Касим Абдель-Карим ибн Хавазин аль-Кушайри
- Азамат Абу Баязид аль Ханафи
- Ансаган Абдрахман
- Бауржан Алиулы
- ДУМК
- Еркинбек кари Шокай
- Ерсин Амире Абу Юсуф
- Имам Абу Хамид Мухаммад Газали
- Имам Ан-Навави
- Имам ан-Насафи
- Иминов Нурмухаммад
- Канатали Такиров
- Рамадан аль-Бути
- Сафи-ар-Рахман аль-Мубаракфури
- Серик кари Ахметов
- Тимур Алиев
Видео версия | Аудио версия | Озвучивает: устаз Азамат Абу Баязид
Ин шаа Аллах, по Воле Всевышнего Аллаха, продолжаем дальше уроки, посвященные акыде по тексту имама Абу Джафара ат-Тахави, да помилует его Аллах. На прошлом уроке мы остановились на словах имама Абу Джафара относительно судьбы и на последних уроках мы рассматривали аяты и хадисы Пророка Мухаммада (с.а.с.) относительно предопределения, значения которых люди могли понять неправильно. Ин шаа Аллах, на этом уроке мы пройдем еще несколько хадисов относительно этой темы, и рассмотрим точки зрения ученых, об этих хадисах.
Передают имамы Муслим, Бухари, Абу Дауд, Тирмизи, ибн Маджа, что однажды Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, взял что-то и стал разгребать им землю, а после сказал:
«Каждому из вас уже предписано место в Раю и место в Аду». Тогда его спросили: «О, посланник Аллаха, не стоит ли нам тогда отказаться от совершения праведных дел и положиться на предопределение?» На что он, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Нет, совершайте благие дела, ибо каждому человеку облегчается путь к тому, для чего он создан». Затем, Пророк прочитал аят из Священного Корана: «Тому, кто отдавал [должное] [или: раздавал милостыню] и был богобоязнен, кто признавал наилучшее [свидетельство единобожия или Рай], Мы облегчим путь к легчайшему [к праведным деяниям]. А тому, кто был скуп и полагал, что ни в чем не нуждается, кто счел ложью наилучшее [свидетельство единобожия или Рай], Мы облегчим путь к тягчайшему [к злу и наказанию]».
Прочитав этот хадис, некоторые люди могут столкнуться с проблемой. Человек свободен в выборе и в тоже время, Пророк (с.а.с.) говорит, что для человека, которому предписан Рай, будут облегчены праведные дела, а для тех, кому предписан Ад, для них облегчены дела к тягчайшему. То есть, чтобы не совершал человек, он не является обладателем выбора. Так же в одном хадисе от Пророка (с.а.с.) приводится:
«Трудитесь, ибо каждому будет облегчено [то, для чего он был создан]. Что касается счастливых, то для них будет облегчено совершение дел счастливых, что же касается злосчастных, то для них будет облегчено совершение дел злосчастных».
Затем прочитал аят приведенный выше. Что же касается этого хадиса, как мы должны это понимать? Относительно этого хадиса учёные говорят, приводя другой хадис, который нам передали имамы Муслим, Бухари, Абу Дауд, Тирмизи от Анаса ибн Малика (р.а.):
«И его дух возвратят в тело, после чего к нему придут два ангела, усадят его и скажут ему: "Кто тот человек, который был послан к вам?" Он ответит: "Он - посланник Аллаха". Тогда они спросят его: "Откуда ты знаешь это?" Он ответит: "Я читал Книгу Аллаха и уверовал в неё". И тогда с небес раздастся голос: "Раб Мой сказал правду, постелите же ему постель из рая и откройте перед ним врата рая", после чего его охватит радость и он станет испытывать райское блаженство, а могила его станет просторной, насколько хватает глаз».
Что же касается неверного, то о нём посланник Аллаха сказал так:
«И дух его возвратят в тело, после чего к нему явятся два ангела, усадят его и спросят: "Кто Господь твой?" Он ответит: "Не знаю". Тогда они спросят: "Кто тот человек, который был направлен к вам?" Он снова ответит: "Не знаю" — и тогда с неба раздастся голос: "Лгал он, постелите же ему ложе из огня и откройте перед ним врата ада!" - после чего его охватит жар ада, и могила его станет узкой и перемешаются между собой его ребра».
В этом хадисе сказано, что для каждого человека готовится место в Раю или в Аду. И Всевышний знает заранее, что человек выберет по своей воле. Но, ему готовится место и в Раю, и в Аду. Аллах обладатель знания, поэтому Он изначально знает, что он выберет, каким путем пойдет и поэтому облегчает ему этот путь. Всевышний не рождает никого изначально обитателем Рая или Ада, и облегчает ему дела. Аллах изначально приготовил место и в Раю, и в Аду. И человек, используя право выбора, который дал ему Господь, выбирает для себя путь. Это не означает, что Всевышний вынуждает его к чему-то. Например, вы знаете об одном человеке, какую еду он любит и выбирает. И когда вы приглашаете этого человека к себе в гости, вы готовите для него эту еду. Если он поест ее, то это не будет являться тем, что вы вынуждаете человека поесть эту еду. Потому что, даже если вы дадите ему право выбора, он все равно выберет то, что любит. Так и Всевышний Аллах знает, выберет ли человек путь в Рай или Ад. И относительно этого намерения в его сердце облегчает ему эти дела. Поэтому Пророк (с.а.с.) прочитал этот аят: «Тому, кто отдавал [должное] [или: раздавал милостыню] и был богобоязнен, кто признавал наилучшее [свидетельство единобожия или Рай], Мы облегчим путь к легчайшему [к праведным деяниям]. А тому, кто был скуп и полагал, что ни в чем не нуждается, кто счел ложью наилучшее [свидетельство единобожия или Рай], Мы облегчим путь к тягчайшему [к злу и наказанию]».
Здесь тоже, Всевышний Аллах связывает облегчения человека в каких-то делах, с его намерением. Так же, когда у Пророка спросили, не опираться ли нам на то, что предопределил нам Аллах, он ответил: «Нет, совершайте деяния». Каждый человек совершает деяния, и относительно его намерений, желаний, Аллах облегчает ему его путь. Поэтому этот хадис нельзя рассматривать так, будто человека по принуждению ведут прямым или заблудшим путем. Так ответили ученные.
Затем, еще в одном хадисе от имама Муслима передается:
«Поспорили Адам и Муса, и сказал ему Муса: «О, Адам, это ты наш отец, который разочаровал нас и вывел нас из Рая?» Адам сказал ему: «О, Муса, Аллах избрал тебя, говорил с тобой (непосредственно), своей Рукой Он провёл тебе путь. Разве ты порицаешь меня за то, что я сделал дело, которое Аллах предопределил мне за сорок лет до того, как Он меня создал?».
Так Адам победил Мусу в доводе. Пророк (с.а.с.) дважды повторил эти слова. Этот спор, возможно, происходил в мире духов. Это для нас неизвестно, из числа муташабих (с неясным смыслом). Некоторые люди неправильно понимают этот хадис. Они думают, раз Всевышний Аллах предписал для меня судьбу, то я не смогу противостоять ей. У человека изымается право выбора. Даже если Адам (мир ему) не хотел есть, то он съел яблоко по принуждению, так как для него это было предписано. Всевышний Аллах вынудил его. Тогда, у человека нет никакого право выбора. Сколько бы он не старался, будет то, что предписал Аллах. У человека может появиться такое ошибочное мнение. Так же может сказать человек, который совершил убийство, прелюбодеяние, что его на это вынудил Всевышний Аллах, так как Он предписал это изначально. Затем, когда я был в утробе матери четырехмесячным ребенком, пришел ангел и снова утвердил для меня мою судьбу. Тогда, у меня нет никакого права выбора. Я сделал это, потому что так было написано в моей судьбе. И таким образом утверждает для себя данный хадис, в качестве подтверждающего документа.
Относительно этого хадиса наши ученые говорят, во-первых, Адам (а.с.), когда съел яблоко, которое Всевышний запретил есть, то съел не по своей воле. Адам (а.с.) тогда был в состоянии забывчивости. Об этом Всевышний Аллах сказал в Священном Коране:
«Прежде Мы взяли в том завет от Адама, но он забыл [об этом]» (20:115).
Ибн Аббас (р.а.) в тафсире этого аята объяснил, что под словом «забыл» здесь имеется в виду ошибся, совершил ошибку. Некоторые ученые говорят, что здесь говорится в значении «не исполнил приказ», но правильнее будет «Адам совершил это, потому что забыл». Имам Фахруддин Ар-Рази в своем тафсире, также Хасан Аль-Басри говорят об этом в своих словах. Он сказал: «Адам забыл, и поэтому пошел против приказа». Теперь, если человек совершит что-то по забывчивости, то тогда он не будет за это в ответе перед Аллахом.
Например, так же во время поста, если человек по забывчивости что-то съест, то его пост не будет нарушен. Пророк Мухаммад (с.а.с.) говорит, что это сам Всевышний его напоил и накормил. Так же, Пророк Мухаммад (с.а.с.) в своем хадисе, рассказал о категории людей, которым не будут записываться грехи. Одними из них являются те, кто лишился рассудка. А также люди, которые совершили что-то по забывчивости, зная, что это запрещено. Когда человек совершает деяние по забывчивости, он подобен тому человеку, который не знал этого запрета. Почему? Потому что он забыл о запрете этого действия. Разница между этими людьми лишь в том, что человек, который знал, но забыл, чуть позже вспомнит об этом, нежели тот, который вообще не знал. Всевышний Аллах в Священном Коране сказал нам об этом: «Он запамятовал». То есть, когда человек совершает что-то по забывчивости, мы не можем его обвинить в том, что он совершил ошибку. Это Всевышний Аллах заставил забыть это. Так же и про Адама.
Пророк Мухаммад (с.а.с.) говорит о забывчивости: «Аллах прощает моей общине ошибку по забывчивости, и то, что совершили они (из грехов) под принуждением» (аль-Хаким). То есть, Всевышний заставил Адама (а.с.) забыть, и поэтому он съел этот фрукт.
Теперь второй момент. Против какого приказа Всевышнего Аллаха пошел Адам (а.с.)? Приказы Всевышнего Аллаха, такие как «совершай эти дела, и получишь за них награду», так же «сторонись этих дел» и т.д., приказы такого рода, начались после того, как Адам (а.с.) спустился на землю, а в Раю нет такой вещи как повинность, обязанность (амр таклифи).
Например, завтра, когда люди попадут в Рай, там не будет приказов. То есть, ученые говорят, что Адам (а.с.) пошел против приказов Всевышнего «амр иршади» (благое наставление). То есть приказы Аллаха бывают либо «таклиф» - то есть ты обязан это выполнять, либо «иршади» – что обозначает, совершение этого дела будет лучше для тебя, это благое наставление. Всевышний Аллах говорит в Священном Коране:
«О те, которые уверовали! Если вы заключаете договор о долге на определенный срок, то записывайте его» (2:282).
То есть записывайте, обозначает подписать договор, при свидетелях, договорившись на определенный срок, заверить нотариально и т. д. Теперь, если человек не запишет, когда будет давать кому-то в долг, то запишется ли ему это как грех?
В этом же аяте Всевышний Аллах говорит:
«Но призывайте свидетелей, если вы заключаете торговый договор» (2:282).
Теперь, если кто-то возьмет товар в вашем магазине, и вы не призовете свидетелей, то будете ли вы грешником перед Всевышним Аллахом? Нет, вы не будете грешником. То есть призвать свидетелей — это хорошо для вас самих. Особенно в больших, крупных сделках. Здесь Всевышний Аллах говорит нам о том, что будет лучше для нас. Но это не «амр таклиф», который если ты не сделаешь, то будешь грешником.
Если все повеления от Аллаха или от Пророка (с.а.с.) считать фардом и ваджибом, то это будет ошибкой. Наши заблудшие братья или представители деструктивных течений ошибаются, в том числе и в этом вопросе. Если увидели приказ, то считают, что выполнить ты его обязан, а если не выполнишь – то ты грешник. Они не рассматривают, какой хукм (постановление) обозначает повеление в этом случае.
Если мы рассматриваем повелительное наклонение, то что оно выражает? Обязательное действие? Или желательное? Это сунна? Или амр иршади – благое наставление? Увы, они не задаются такими вопросами и не проводят анализ.
Для того, чтобы осуществлять толкование и анализ существует исламская наука – Усуль аль-фикх (основы законоположения). Ученные данной исламской дисциплины, анализируя ниспосланные повеления, делают вывод: это - фард, а это - сунна, а это - мустахаб. Однако наши запутавшиеся братья не внемлют, отвечая ученым: «Что ты говоришь? Ведь Аллах приказывает это в Коране?».
Всевышний Аллах приказал Адаму (а.с.), не приближаться к фруктовому дереву. И этот приказ был «амр иршад», а не «амр таклиф». Наши ученые ответили именно так. Об этом сказал шейх Мухаммад Саид Рамадан аль-Буты, да помилует его Аллах, «Аль-инсану мусаир ав мухаир» - «Человек является ли в этой жизни обладателем выбора или же исполняет лишь по принуждению». Такие вот вопросы относительно судьбы он рассмотрел. Можно посмотреть в тафсире. В одном аяте, Всевышний Аллах сказал:
«… но не приближайтесь к этому дереву, а не то, окажетесь одними из беззаконников» (2:35).
Что сказали наши ученые относительно значения слов «окажетесь одними из беззаконников» мы рассмотрим в следующих уроках. То есть, Всевышний Аллах не приказал Адаму (а.с.) «амар таклиф», эти слова не были сказаны в качестве обязательного исполнения. И слова, которые были сказаны Адаму (а.с.) в раю «Ешь это, и ты не будешь голоден, одевай это, и ты не замерзнешь, это место, где ты будешь получать удовольствие», являлись ознакомление с Раем. Но изначально Всевышний Аллах сказал о том, что Адам (а.с.) будет спущен на землю. Откуда мы это знаем? Всевышний Аллах, перед тем как создать Адама (а.с.) сказал:
«Я установлю на земле наместника» (2:30).
То есть Всевышний Аллах сказал о том, что Адам будет спущен на землю. И когда Адам (а.с.) будет спущен на землю, то не в качестве наказания, а в качестве халифы (наместника). Основная миссия Адама - сойти на землю и выполнять задания, в качестве помощника. Некоторые ученые говорят, заместитель, а другие халифа. Халифа с арабского языка обозначает – заменить кого-то. То есть Всевышний Аллах сказал об этом изначально ангелам. И Всевышний Аллах заставил Адама съесть фрукт, после чего Адам (а.с.) был низведён на Землю.
В Священном Коране в нескольких аятах говорится, что Адам вышел против приказа Всевышнего Аллаха, в другом аяте говорится, что после Всевышний принял покаяние Адама (а.с.). Как мы должны понимать эти аяты? Имамы говорят относительно этого момента, что у слова «выйти против» есть два значения: шариатское, и языковое. В шариатском значении выйти против приказа Всевышнего, означает стать грешником. В языковом значении «вышел против», не означает, что ты совершил харам или же пренебрег ваджибом. Например, вы сказали одному человеку, что хотите выдать замуж дочку, он сказал вам, что вы должны заключить брак в ЗАГСе, но вы не послушались. Затем оказалось, что жених является жуликом, и обманул вашу дочь. Тогда ваш друг скажет, разве я тебе не сказал заключить брак в ЗАГСе, почему ты не послушался? И вот это ваше ослушание будет ли записано вам как грех? То есть с точки зрения шариата, вы не вышли против. А с точки зрения языкового значения, вы вышли против. И Всевышний Аллах говорит Адаму (а.с.), что он вышел против него с этой точки зрения. Но человек, который вышел против по забывчивости, не будет считаться грешником. Потому что Пророк (с.а.с.) говорит об этом. Ведь если человек выйдет против по забывчивости, то это будет очень сложной вещью. Например, так же во время поста, ели человек съел или выпил что-то по забывчивости, то это не будет считаться ему как грех. Теперь вопрос, почему тогда Всевышний говорит, что он принял его покаяние? Человек может сожалеть о том, что не совершил приказ Аллаха и также может сожалеть о том, что не совершил деяние, которое было бы лучше для него самого. Адам (а.с.) сожалел:
«Господь наш! Мы поступили несправедливо по отношению к себе, и если Ты не простишь нас и не смилостивишься над нами, то мы непременно окажемся одними из потерпевших урон» (7:23).
Таким образом, Адам сделал покаяние за то, что не совершил «амар иршади». И Всевышний Аллах использовал слово «принял покаяние», как ответ на их сожаление. Что говорят наши ученые? «Ты говоришь какое-то слово, и тебе приходит ответ в виде подобного слова». Например, в Священном Коране Всевышний Аллах говорит о мунафиках (лицемерах):
«Когда же остаются наедине со своими шайтанами, они говорят: "Воистину, мы - с вами, и, воистину, мы только смеемся [над верующими]. Аллах сам насмеется над ними и приумножит их самонадеянность, в которой они бредут вслепую» (2:14).
Разве есть у Аллаха атрибут «насмехаться»? Нет, Всевышний Аллах чист от сыфатов «истихза» (высмеивания)! Тогда почему здесь использовалось данное слово? Дело в том, что в арабском языке подобные слова используются в качестве возвратного ответа. Вот еще пример использования подобного слова в качестве ответа - Всевышний Аллах говорит в Священном Коране:
«Если они преступят границы, то и вы преступите их»,
Но в другом аяте Аллах говорит:
«Воистину, Аллах не любит преступников».
Если Аллах не любит преступников, то почему Он говорит о переступании границ дозволенного? Здесь имеется в виду вернуть преступникам их преступление, остановить зло.
Когда Муса (а.с.) сказал своей общине зарезать корову (по приказу Аллаха), и ударить убитого ляжкой (зарезанной коровы, чтобы оживить его этим и он сказал о том, кто его убил), то его народ ответил ему: «Ты что, издеваешься над нами?» Тогда Муса (а.с.) сказал: «Ищу убежища у Аллаха от неверующих».
Ученые в тафсирах этого аята сказали, что «насмехаться, издеваться» является признаком невежества и неверия (джахилии). И если это является признаком джахилии, то как Всевышний Аллах может издеваться над ними? Но здесь подразумевается, что Всевышний вернет им их издевательство, остановит их дела.
Поэтому Всевышний Аллах сказал, что принял покаяние Адама (а.с.), так как он сожалел. То есть сожаление человека, похоже на покаяние. Соответственно, данный хадис не может быть доказательством тем людям, которые говорят, что совершают те или иные дела не по своему выбору, а потому что так это предписал им Аллах. Например, один человек проснулся утром в больном состоянии. И можете ли вы, спросить с этого человека, почему он проснулся в таком состоянии? Нет! Потому что головная боль не являлась тем, что подвластно ему. Как мы и сказали ранее, в судьбе есть вещи, которые подвластны и не подвластны нам. И, в данном случае, болезнь, относится к неподвластному. Так же и состояние забывчивости не является подвластным человеку.
Есть еще два хадиса, относительно вопроса судьбы. Ин шаа Аллах, их мы рассмотрим на следующих уроках.
Пусть Всевышний примет все наши благие деяния и дуа и дарует нам полезные знания! Аминь!