Циклы уроков
- Azan.kz
- Абу Мансур аль-Матуриди
- Абуль-Касим Абдель-Карим ибн Хавазин аль-Кушайри
- Азамат Абу Баязид аль Ханафи
- Ансаган Абдрахман
- Бауржан Алиулы
- ДУМК
- Еркинбек кари Шокай
- Ерсин Амире Абу Юсуф
- Имам Абу Хамид Мухаммад Газали
- Имам Ан-Навави
- Имам ан-Насафи
- Иминов Нурмухаммад
- Канатали Такиров
- Рамадан аль-Бути
- Сафи-ар-Рахман аль-Мубаракфури
- Серик кари Ахметов
- Тимур Алиев
Ассаламу алейкум, уважаемые слушатели, мы продолжаем уроки по циклу «Истории о пророках».
Пророк Ибрахим (р.а.) очень сильно любил своего первенца Исмаила. Всевышний Аллах пожелал испытать своего Пророка и показать всем людям пример покорности и послушания Господу.
Аллах велел Ибрахиму принести в жертву своего сына Исмаила, когда тот подрос. По этому поводу Всевышний Аллах сказал:
فَلَمَّا بَلَغَ مَعَهُ السَّعْيَ قَالَ يَا بُنَيَّ إِنِّي أَرَى فِي الْمَنَامِ أَنِّي أَذْبَحُكَ فَانظُرْ مَاذَا تَرَى
«Когда он достиг того возраста, чтобы усердствовать вместе с ним, он сказал: «Сын мой! Я вижу во сне, что закалываю тебя в жертву. Посмотри, что ты думаешь?» (37:102).
То есть, пророк Ибрахим (р.а.) видел во сне как приносит в жертву своего сына. Известно, что сны пророков являются – Божественных вдохновением (откровением). Отец решил обсудить этот вопрос с сыном, чтобы снять психологическое напряжение, и не действовать через силу. فَانظُرْ مَاذَا تَرَى «Посмотри, что ты думаешь об этом?», спросил Ибрахим сына. На что Исмаил, сын женщины, которая в свое время покорилась воле Всевышнего и не побоялась остаться одной с маленьким ребенком на руках в пустынном месте, с уверенностью ответил:
قَالَ يَا أَبَتِ افْعَلْ مَا تُؤْمَرُ سَتَجِدُنِي إِن شَاء اللَّهُ مِنَ الصَّابِرِينَ
«Он сказал: "Отец мой, делай, что тебе приказано; ты найдешь меня, если пожелает Аллах, терпеливым"» (37:102).
Этот ответ показывает насколько послушным и кротким был сын по отношению к своему Повелителю и к отцу.
Таким образом, покорившись воле Всевышнего, отец и сын, отправились в долину Мина, к тому месту, где должно было произойти закалывание. В пути шайтан, стал наущать Ибрахима (р.а.) отказаться от жертвоприношения. «Что ты делаешь? Ты желаешь принести в жертву твоего единственного сына? Сына, которого ты так любишь и которого так долго ждал?». Шайтан пытался разубедить Ибрахима, заставить его вернуться домой вместе с Исмаилом и не выполнять повеления Аллаха. Но пророк не слушал вас-васы шайтана. Он собрал камни и стал бросать их во врага Аллаха. Он бросил семь камушек. Пройдя немного, шайтан вернулся со своими наущениями, и Ибрахим вновь стал прогонять его камнями. Ибрахим продолжил путь, а шайтан вернулся в третий раз и пророк снова бросил в него камни.
Совершая паломничество, мы мусульмане исполняем обряд бросания камушек в джамараты в долине Мина. Этот ритуал хаджа символизирует действия пророка Ибрагима, который отгонял шайтана камнями. Добравшись до места закалывания, Ибрахим положил своего сына на бок и приготовился к закалыванию. Всевышний Аллах говорит:
فَلَمَّا أَسْلَمَا وَتَلَّهُ لِلْجَبِينِ
«Когда они оба покорились, и он уложил его на бок» (37:103).
То есть, когда отец и сын, подчиняясь приказу Аллаха, были готовы к этому тревожному событию, которое не каждая душа в состоянии вытерпеть. Всемилостивый Аллах ниспослал им радостную весть:
وَنَادَيْنَاهُ أَنْ يَا إِبْرَاهِيمُ
قَدْ صَدَّقْتَ الرُّؤْيَا إِنَّا كَذَلِكَ نَجْزِي الْمُحْسِنِينَ
إِنَّ هَذَا لَهُوَ الْبَلَاء الْمُبِينُ
«Мы воззвали к нему: «О Ибрахим! Ты оправдал сновидение». Воистину, так Мы воздаем творящим добро. Это и есть явное испытание» (37:104-106).
В тот момент, когда Пророк Ибрахим (р.а.) приложил нож к горлу Исмаила и был готов совершить веленое ему, Аллах остановил его. Говорят, что Ибархим (р.а.) начал проводить лезвием ножа по горлу Исмаила, но нож лишился возможности резать, точно также как в свое время огонь был лишен возможности сжигать, когда многобожники бросили Ибрахима (р.а.) в костер. Аллах сообщил, что это было испытанием для Ибрахима, которое он достойно выдержал. Аллах не желает таких жертв. Веление заколоть Исмаила, было дано лишь для того чтобы испытать Ибрахима (р.а.). На сколько он готов выполнить повеление своего Господа, насколько он любит своего Создателя, чем он готов пожертвовать ради достижения довольства Аллаха?
В действительности это тяжелое испытание. Своими руками отец должен заколоть единственного сына, которого он приобрел в старческом возрасте. Не только пророк Ибрахим (р.а.), но и его сын Исмаил (р.а.), показали нам пример покорности и стойкости. Исмаил (р.а.) не колеблясь был готов отдать свою жизнь, ведь любовь к Аллаху превыше всего. Любовь к Аллаху дороже жизни, дороже мирских благ. Таким должен быть истинный мусульманин. Покорным, повинующимся Аллаху, любящим своего Господа. Ведь само слово мусульманин в переводе означает покорный Аллаху.
Насколько покорны мы? Исполняем ли мы Его повеления? Аллах не велит нам приносить в жертву наших сыновей, но Он велит нам совершать намаз, поститься в месяц Рамадан, велит нам прекратить распитие алкоголя и совершения прочих гнусных дел. Каждому из нас следует подумать насколько мы покорны Аллаху. Далее Всевышний Аллах говорит:
وَفَدَيْنَاهُ بِذِبْحٍ عَظِيمٍ
وَتَرَكْنَا عَلَيْهِ فِي الْآخِرِينَ
سَلَامٌ عَلَى إِبْرَاهِيمَ
كَذَلِكَ نَجْزِي الْمُحْسِنِينَ
إِنَّهُ مِنْ عِبَادِنَا الْمُؤْمِنِينَ
«Мы выкупили его великой жертвой. Мы оставили о нем в последующих поколениях добрую молву. Мир Ибрахиму! Воистину, так Мы воздаем творящим добро. Воистину, он – один из Наших верующих рабов» (37:107-111).
После того, как Всевышний остановил Ибрахима и сообщил ему, что это было испытанием, Аллах даровал им барана которого было велено заколоть вместо Исмаила. Говорят, что Ибрахим нашел барана привязанным к тернистому растению, другие считают что барана принес ангел Джибраил (а.с.). Также есть мнение, что это был тот самый баран, которого в свое время принес в жертву сын Адама - Хабиль. Вал-Лаху аълам, Аллах об этом знает лучше. Увидев барана пророк Ибрахим обрадовался и произнес такбир «Аллаху акбар»! Исмаил также обрадовался и возвеличил Аллаха словами «Аллаху акбар»! Они принесли в жертву барана и с тех пор мусульмане в праздник жертвоприношения (Курбан айт), закалывают жертвенных животных в знак благодарности и покорности Всевышнему.