Циклы уроков
- Azan.kz
- Абу Мансур аль-Матуриди
- Абуль-Касим Абдель-Карим ибн Хавазин аль-Кушайри
- Азамат Абу Баязид аль Ханафи
- Ансаган Абдрахман
- Бауржан Алиулы
- ДУМК
- Еркинбек кари Шокай
- Ерсин Амире Абу Юсуф
- Имам Абу Хамид Мухаммад Газали
- Имам Ан-Навави
- Имам ан-Насафи
- Иминов Нурмухаммад
- Канатали Такиров
- Рамадан аль-Бути
- Сафи-ар-Рахман аль-Мубаракфури
- Серик кари Ахметов
- Тимур Алиев
«Не раскаяться в грехах хуже греха». (Джафар ибн Синан).
Среди всех созданий Аллаха защищены от грехов лишь ангелы и пророки, обладающие качеством «исмат» (непорочный, непогрешимый), то есть пророки.
А шайтан — это создание, сбившиеся с правильного пути, покаяния которого уже не будут приняты.
Человек не ангел и не шайтан. Поскольку его страсти постоянно подталкивают к запретному, он может ошибиться. Однако Всевышний открыл дверь к покаянию, чтобы человечество очистилось от своих грехов, и встало на правильный путь.
Слово «тауба» означает «возвращаться», в то время как шариатское ее значение - «искреннее раскаяние в своих грехах и решимость не повторять их».
Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Все дети Адама ошибаются. Лучшие из них — это те, кто раскаивается в своих ошибках» (Ибн Маджа, Зухд 30).
Действительно, раз человек грешник, он должен покаяться. Потому что Адам (мир ему) признал свою ошибку, раскаялся и попросил у Аллаха прощения. Однако шайтан, который его искушал, не раскаялся, не признал своей ошибки и возгордился. Точно так же, если человек раскаивается в своем прошлом и совершает «таубу», он подобен Адаму, а если он не раскаивается, он подобен шайтану. В Священном Коране сказано: «О, верующие! Кайтесь перед Аллахом вы все, чтобы обрести успех» (Сура «Ан-Нур», аят 31).
«Тауба» — неотъемлемое качество человеческой натуры. То есть вначале Адам (мир ему) был соблазнен шайтаном и вкусил запретный плод, но затем он раскаялся в своей ошибке. Всевышний Аллах принял его покаяние. Как упоминалось ранее, люди могут ошибаться, следуя за своими страстями и за шайтаном. Однако он должен использовать очищающее средство под названием «тауба», которое смывает его ошибки. Это незаменимая возможность для человека. Всевышний Аллах говорит в следующем аяте: «О, верующие! Кайтесь перед Аллахом искренне! Возможно, ваш Господь простит ваши грехи и введет вас в (райские) сады, под которыми текут реки, — в день, когда Аллах не опозорит пророка и верующих вместе с ним» (Сура «Ат-Тахрим», аят 8).
Как говорится в аяте, покаяние должно быть совершено с чистым сердцем и искренностью.
Хазрат Умар (да будет доволен им Аллах) говорил: «Тауба — это раскаяние за допущенный грех и намерение не возвращаться к нему впредь, либо не иметь желания возвращаться к нему».
Однажды Хазрат Умар (да будет доволен им Аллах) шел по улице Медины, когда он встретил молодого человека с сосудом за пазухой. Умар спросил: «Что у тебя за пазухой?». Молодой человек, не ожидал встречи с хазратом Умаром: «О, Аллах, не унижай меня перед хазратом Умаром! Скрой мой грех, обещаю, я больше не буду пить вино», — умолял он Аллаха, мысленно искренне раскаиваясь. Вслух он сказал: «О, повелитель правоверных! Это уксус». Хазрат Умар (да будет доволен им Аллах) сказал: «Давай, покажи мне». Когда он вынул бутылку из-за пазухи, оказалось, что это действительно был уксус.
Аллах, Милосердный, принял искреннее раскаяние Своего раба и превратил запретное вино в чистый уксус. Если грешный сожалеет и искренне раскаивается в своих грехах, Аллах, несомненно, превратит его вино грехов в уксус поклонения.
Действительно, принятие покаяния — это когда человек согрешает неосознанно, по ошибке, а затем сразу же раскаивается в этом. Но если человек продолжает делать плохие дела, даже если он раскаялся в своих грехах, его раскаяние не будет принято в момент его смерти. Вот почему в Священном Коране говорится: «Поистине, Аллах принимает покаяние тех, кто совершает дурное по своему невежеству и вскоре (до наступления смерти) кается. Аллах принимает их покаяние, ибо Аллах — Знающий, Мудрый. Но не будет принято покаяние тех, кто совершает дурное до самой смерти, (а когда смерть к нему приходит), то говорит: «Вот сейчас я раскаиваюсь», — (и не будет принято покаяние тех), кто умирает неверующим» (Сура «Ан-Ниса», аяты 17-18).
Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поистине, Аллах Всемогущий и Великий принимает покаяние раба до тех пор, пока он не начинает издавать предсмертные хрипы» (Тирмизи, Дауат 98).
Один старый ученый сказал своим ученикам: «Я уже тридцать лет раскаиваюсь в том, что сказал: «Альхамдулиллах». Когда ученики удивились и спросили, что это значит, старик объяснил им: «Я был тогда купцом. Однажды на рынке вспыхнул большой пожар, в результате которого загорелись лавки многих торговцев, а владельцам был нанесен большой ущерб. Когда я получил сообщение: «С твоим магазином ничего не случилось», я, не подумав, сказал: «Альхамдулиллах». Позже я пожалел об этом. Когда собственность моих братьев-мусульман сгорела, и они потерпели большой убыток, я был благодарен за то, что мое имущество осталось невредимо. Это действие было не из числа деяний истинного мусульманина. Я много страдал и раскаивался. Несмотря на то, что я раздал все товары в своем магазине бедным, чтобы поделиться с моими братьями-мусульманами, пострадавшими от пожара, у меня все еще нет спокойствия, хотя я раскаивался в течение тридцати лет. Когда я умру, я прошу похоронить меня в таком месте, где никто не ходит. Потому что боюсь, что земля меня не примет и мне будет стыдно перед моими братьями».
Имам ан-Навави (да смилостивится над ним Аллах) сказал: «Наши ученые сказали, что раскаиваться, делать таубу после каждого греха является нашей обязанностью (ваджиб). Если грех человека не связан с правами другого человека, то для того чтобы покаяться, должны быть выполнены следующие три условия:
1. Отдаление от этого греха;
2. Искреннее сожаление о совершении греха;
3. Твердое намерение никогда не возвращаться к этому греху вновь.
Если одно из этих условий не выполнено, покаяние не засчитывается. А если грех связан с правами другого лица, то к вышеперечисленным трем условиям добавляется четвертое условие: выплатить компенсацию лицу, права которого были нарушены. А если совершенное преступление или грех связано с имуществом, то имущество возвращается владельцу, и человек должен раскаяться во всех совершенных им преступлениях и грехах.
Хазрат Али (да будет доволен им Аллах) сказал: «Если Всевышний Аллах позволил Своему рабу покаяться, ему будут запретны мучения Ада.
Тауба — великое благо, данное человечеству в этом мире. Его двери не закроются до самой смерти. Ведь Всевышний Аллах ждет человека, и Он любит раскаивающихся. В Священном Коране:
«Поистине, Аллах любит кающихся и любит очищающихся» (Сура «Аль-Бакара», аят 222).
Однажды к Мусе (мир ему) пришел человек из его уммы и сказал: «О, Муса! Помолись Господу своему, узнай, кто является наихудшим из людей? Ведь если Он нам покажет его, мы будем держаться бы от него подальше».
Когда Муса (мир ему) помолился Аллаху, Аллах сказал: «Тот, кто сейчас пройдет мимо вас и есть наихудший». Затем Муса (мир ему) и тот, кто спрашивал, с нетерпением ждали этого человека. Спустя некоторое время мимо них прошел мужчина, который вел своего сына к морю. «Какой ужасный грех совершил этот человек перед Аллахом?», — подумал Муса (мир ему).
На следующий день снова пришел вчерашний человек с уммы Мусы (мир ему) и сказал: «О, Муса! Помолись Господу своему, узнай, кто является наилучшим из людей? Если Он нам покажет его, мы будем проявлять к нему уважение, и будем всегда находиться в его кругу».
Когда Муса (мир ему) помолился Аллаху, Аллах сказал: «Тот, кто сейчас пройдет мимо вас и есть наилучший». Затем Муса (мир ему) и тот, кто спрашивал, с нетерпением ждали этого человека. Через некоторое время снова пройдет вчерашний человек, который вел своего ребенка к морю.
Мусу стали вопросы: «Еще вчера он был худшим человеком, а сегодня он наилучший. Что случилось?»
Тогда Муса (мир ему) сказал своему Господу: «О, мой Господь! Когда мы попросили тебя показать наихудшего человека, ты показал нам его. Но когда мы спросили о наилучшем, то ты показал нам того, кто еще вчера был наихудшим. Как худший человек стал лучшим за один день?».
Тогда Всевышний Аллах сказал: «Вчера, когда он пошел на пляж со своим сыном, его сын спросил:
- Отец, что это? Отец ответил ему:
- Сын мой, это море. Сын спросил у него:
- Отец, что может быть больше моря? Его отец ответил:
- Сын мой, океан больше, чем море. Сын:
- Отец, что может быть больше океана? Тогда отец сказал:
- Сын, эта земля больше океана. Сын спросил:
- Отец, что больше земли? Его отец сказал:
- Сын мой, больше этой земли грехи твоего несчастного отца. Сын:
- Отец, что больше грехов моего отца? Его отец ответил:
- Сынок, больше грехов твоего несчастного отца безграничное милосердие и милость Аллаха.
Вот почему я простил ему его грехи».
Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал в хадисе:
«Аллах примет покаяние того, кто покается прежде, чем солнце взойдет оттуда, где оно заходит» (имам Муслим, Зикр 43).
Вот почему мусульманин должен всегда каяться в своих прошлых ошибках.
Гениальный казахский писатель Абиш Кекилбаев сказал: «Правда, время идет, многое забывается. Но мы знаем, что жизнь дается только один раз. Это дорого стоит, независимо от того, в какое время или в какой ситуации это происходит. Вот почему, по моему мнению, обиды на прошлое быть не должно, по мне важно в отношении прошлого лишь раскаяние в совершенных ошибках».
Однажды Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) послал сподвижника по имени Саглаба по какому-то вопросу. По дороге Саглаба увидел дом с открытой дверью. Когда он вошел туда, то увидел одну женщину из числа «Ансаров», которая в обнаженном виде мылась у себя дома. Саглаба ни на секунду не смог отвести глаз с женщины. Через время Саглаба, придя в себя, устыдился и бросился прочь. «Если Пророк (мир ему и благословение Аллаха) получит откровение от Всевышнего об этом грехе, что со мной будет?» — думал он напугано. С другой стороны, «как я могу смотреть на благословенное лицо Пророка (мир ему и благословение Аллаха) после того, как мои глаза загрязнились харамом?».
В итоге он покинул Медину и убежал в горы. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) долго ждал Саглабу. Когда он все же не пришел, Пророк (мир ему и благословение Аллаха) отправил людей искать его. Однако они его не могли найти. Прошло сорок дней. Тогда ангел Джабраил говорит: «О, Мухаммад, мир тебе и благословение Аллаха! Всемогущий Аллах сказал: «Душа, сбежавшая из твоей Уммы, находится посреди этой горы, поклоняясь Мне из-за страха Моего гнева!». Получив эту новость, Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) вызвал хазрата Умара (да будет доволен им Аллах) и Салмана (да будет доволен им Аллах) и отправил их в то место, которое упомянул Джабраил (мир ему), чтобы привезти Саглабу. Сахабы отправились в путь и достигли места назначения. Там они встретили пастуха по имени Зафафа, пасшего овец. Они сказали пастуху, что ищут молодого человека. Пастух:
- Вы ищете молодого человека, который поднимается на гору и кричит. Он пытается убежать от адского огня. Хазрат ‘Умар сказал: «Откуда ты узнал, что он убегает от огня Ада?»
- Я узнал по его крику. Каждый день посреди ночи он взбирается на вершину горы и кричит в мольбе: «Господи! Мне стыдно перед Тобой, мне стыдно за свои грехи! Возьми мою душу и пусть гниет моё тело!». Хазрат Умар и Салман отправились к горе, упомянутой пастухом, и дождались полуночи. Посреди ночи, как сказал пастух, Саглаба поднялся на вершину горы и воззвал к Аллаху. Тогда они и поймали Саглаба. Саглаба спросил Умара:
- О, Умар! Узнал ли Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) о моем грехе? Умар:
- Я об этом ничего не знаю. Нам приказали лишь привезти тебя. Затем Саглаба встал и сказал:
- Умар, у меня к тебе просьба. Отведи меня к Пророку (мир ему и благословение Аллаха), когда он будет в намазе.
Так как Саглабе было очень стыдно смотреть в лицо Пророка (да благословит его Аллах и приветствует). Умар не стал отказывать его просьбе Саглаба и завел его в мечеть, когда Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) был имамом в намазе. Саглаба тоже встал в ряд. Когда молитва закончилась, Пророк (мир ему и благословение Аллаха) повернулся и сказал:
- О, Умар! Где Саглаба? Услышав это, Саглаба от волнения присел. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) подошел к Саглабе и сказал:
- О, Саглаба, куда ты пропал?
- О, Посланник Аллаха! Это мой грех заставил меня исчезнуть!
- Не прочитать ли тебе дуа, посредством, которого Аллах прощает ошибки и грехи?
- Прочти мне, о, Посланник Аллаха! — ответил Саглаба. Затем Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
«Аллахумма, Роббана аатина фид-дунья хасанатан уа филь-аахироти хасанатан уа кыйнаа ‘азаабаннаар».
«Господь наш! Дай нам благо в земной жизни [благополучие, здоровье, достаток, праведную семью, понимание Корана, общение с праведниками, знания и поклонение] и благо в вечной жизни [благополучие в могильной жизни, спасение от плохого отчета, избавление от ужаса стояния на месте сбора, вхождение в Рай и наслаждение от созерцания Всевышнего Аллаха] и защити нас от наказания в Аду»
Прочтите мольбу. Тогда Саглаба сказал:
- О, Посланник Аллаха! Мой грех ведь велик!
- А слово Аллаха величественнее! — ответил ему Пророк (да благословит его Аллах и приветствует).
После этого Саглаба возвратился домой. Через восемь дней Салман пришел к Пророку (да благословит его Аллах и приветствует) и сказал ему, что Саглаба очень болен и находится на грани смерти. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) встал, взял своих сподвижников и пошел в дом Саглабы. Саглаба был очень болен и не мог даже поднять голову. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) пришел к Саглабе, поднял голову и положил ее себе на колени.
Саглаба медленно убрал голову с колен Пророка (мир ему и благословение Аллаха) и снова положил его на землю. Тогда Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:
- О, Саглаба, почему ты убрал голову с моих колен?
- О, Посланник Аллаха! Это голова полна грехов. Она недостойна, чтобы лежать на твоих благословенных коленях! Пророк (мир ему и благословение) спросил Саглабу, где у него болит. Саглаба ответил:
- Это как червь, ползающий между мясом и моими костями. Тогда Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) спросил его, чего он хочет.
- Я желаю прощения Аллаха!
Тут с небес спустился ангел Джабраил и передал приветствие Аллаха Пророку (мир ему и благословение Аллаха):
- О, Посланник Аллаха! Мир тебе от Аллаха! Он сказал, что если Мой раб имеет грех с размером этой земли, то пусть знает, что для этого есть такого же размера прощение.
Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) передал эту благую весть Саглабе, который услышав благую весть, умер в слезах.
Пророк (мир ему и благословение Аллаха) прочитал заупокойную молитву по Саглабе. Во время погребальной молитвы Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) встал на цыпочки. Когда сподвижники заметили это, они подошли к Пророку (да благословит его Аллах и приветствует) и спросили его, почему он стоит так. Пророк (мир ему и благословение) ответил: «Я не мог найти места, чтобы поставить свои ноги, из-за большого количества ангелов, которые присутствовали на похоронах Саглабы, поэтому я встал на цыпочки».
При таубе следует учитывать следующие моменты:
Единственный способ избавиться от греха — тауба. Если во время таубы мы будем помнить о следующих вещах, мы получим облегчение и умиротворение. Они:
1. Сопротивление греху
Фактически, тауба — это акт покаяния и отказа от того, что вы совершили. Когда дело доходит до покаяния, лучше оставить дневной смех и ночной сон, и принять твердое решение не повторять его, чтобы не вернуться к греху.
2. Немедленное искупление греха
Если вы нечаянно согрешили, вам нужно немедленно покаяться и попросить прощения. Нельзя откладывать покаяние. Потому что нет гарантии, что вы не попадете в руки Господа через несколько часов. Лучше, как можно скорее покаяться, чтобы не позволить греху поглотить наши души.
3. Ненависть к греху
Одна из самых важных вещей в покаянии — это ненавидеть грех, отвергать грех и воздерживаться от него.
4. У каждой вещи своя цена
Мы должны покаяться в соответствии со степенью греха. Совершение греха подобно падению в колодец, смазанному маслом. В такой колодец легко упасть, но, чтобы вернуться обратно, нужно приложить немало усилий.
5. Признать, что грех есть грех
Непризнание того, что грех является грехом — это большой грех. Например, если человек, совершивший прелюбодеяние, задается вопросом: «Почему религия запрещает прелюбодеяние? Лучше бы не было запрета», то это больший грех, чем совершение этого греха. Следовательно, у нас должно быть отвращение к греху.
Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) всегда произносил эту мольбу: «О Аллах! Ты мой Господь. Нет божества кроме Тебя, достойного поклонения. Ты сотворил меня, и я Твой раб. И я стараюсь по мере сил сдержать клятву о покорности и верности Тебе. Я прибегаю к Твоей защите от зла того, что я совершил, признаю милость, оказанную Тобой мне, и признаю свой грех. Прости же меня, ибо, поистине, никто не прощает грехов, кроме Тебя!»
(Сайидуль-Истигфар — самая совершенная молитва покаяния) (Имам Бухари).