Дәрістер топтамасы
«Не говорите лицемеру «господин», ибо если он станет господином (для вас), то (этим) вы рассердите вашего Господа, могуч Он и почтенен». (Хадис).
Нифак — одна из болезней сердца, которой следует опасаться каждому мусульманину. Корень слова «мунафик» на арабском языке — «нифак». Его основное значение применяется к чему-то пустому и имеющему другой вид. Например, слово «нифак» также используется для обозначения норы лисы или лисицы. Поскольку сверху они выглядят как обычные места, они входят с одной стороны и уходят с другой. Здания, которые сейчас называются «туннелями» на иностранных языках, также называются «нифак» на арабском языке.
Когда мы используем это слово в вопросах религии и веры, человека, который публично заявляет о своем исповедании Ислама, а внутренне не верит заявленному, называют «мунафиком» (лицемер). Другими словами, людей, которые на глазах у народа объявляют себя последователями Ислама и даже совершают определенные поступки, и которые на самом деле являются неверующими, называют «лицемерами».
Джурджани (да помилует его Аллах) определил слово нифак в своей книге «Тагрифат»: «Нифак — это заявлять языком об имане и скрывать куфр в сердце». Такое лицемерие называется «великим лицемерием».
В одном из стихотворений Абая Кунанбайулы он сказал:
Сказать «Аллах» не так-то сложно,
Но ведь не в этом ведь вся суть.
Слова и внешний вид — всё это ничтожно
Место истины души ведь это — грудь.
Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) упоминал признаки лице меров во многих хадисах. В одном из этих хадисов говорится:
«Лицемера отличают собой три признака: когда он рассказывает, то лжёт; когда обещает, то нарушает своё обещание; а когда ему доверяются, он предаёт» (имамы Бухари и Муслим).
В Исламе лицемеры вреднее и опаснее неверных. Поэтому в будущей жизни они пострадают больше, чем неверующие. Они будут брошены на самое дно Ада. Что касается лицемерия, Аллах говорит в Коране:
«Поистине, лицемеры окажутся на самом дне Ада, и ты не найдешь им помощника (который смог бы защитить их от наказания)!» (Сура «Ан-Ниса», аят 145).
Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах) сказал: «Ад-Даркуль Асфаль» — это дома лишь с одной дверью. Туда запустят лицемеров, двери будут заперты снаружи, и огонь будет зажжен как снизу, так и сверху». Вот такое мучение ждет лицемеров.
Ад будет местом назначения лицемера. О них много аятов в Коране и даже есть сура под названием «Мунафикун». В одном аяте говорится о лицемерах:
«Лицемерам, лицемеркам и неверующим Аллах обещал огонь Ада, в котором они пребудут вечно. Достаточно им этого (в качестве наказания)! Аллах проклял их (лишил Своей милости), и им — вечное наказание» (Сура «Ат-Тауба», аят 68).
Этот аят описывает природу наказаний, которые будут применены к лицемерам в будущей жизни в общей форме. Тот факт, что этот аят говорит не просто о лицемерах в общем, а конкретизирует, говоря «лицемерным мужчинам», «лицемерным женщинам» и «неверующим», ясно показывает, что мучения, которые постигнут их в будущей жизни, будут жестокими. То, что Аллах обещает им наказание адским огнем, означает, что нет никаких, даже малейших сомнений в этом. Общение Всемогущего Аллаха истинно. Эти лицемеры и неверующие не будут спасены от сожжения в адском огне. Наказание не ограничится одноразовыми мучениями или же в течение определенного периода времени. Напротив, они пребудут в нем вечно и будут наказаны Божьим проклятием и постоянными мучениями. Эти страдания соизмеримы с их преступлениями.
Лицемер не может скрыть свою истинную веру от Аллаха, даже если он скрывает ее от других. Нам они могут показаться мусульманами. По этому поводу в аяте говорится:
«Они скрывают от людей (свои истинные помыслы), но не скрывают (их) от Аллаха (не стыдятся Его, хотя Он более других достоин того, чтобы Его стыдились и боялись). А ведь Он — с ними (Своим знанием), когда они по ночам говорят недостойные вещи (возводя клевету на невиновного, принося ложные клятвы или лжесвидетельствуя). И Аллах объемлет знанием все, что они делают» (Сура «Ан-Ниса», аят 108). То есть лицемеры могут скрыть от людей то, что они делают, но они не могут скрыть это от Аллаха.
Во времена Пророка (мир ему и благословение Аллаха) некоторые люди пытались скрыть кражу одного из своих родственников, чтобы люди не узнали об этом. Они отнесли украденную вещь в дом невиновного человека и пожаловались на него Пророку (да благословит его Аллах и приветствует). Они поступили так, чтобы скрыть свою вину от людей. Но они не подумали, что не могут скрыть правду от Аллаха. Они забыли, что Аллах все видит и знает.
Лицемера в будущей жизни ожидают мучительные страдания. Это потому что они в сговоре с неверующими, и их души не свободны от рабства неверия. Следующий аят объясняет, что наказание будет суровым:
«Обрадуй ( Мухаммад) лицемеров (вестью) о мучительном наказании. (Лицемеров) которые выбирают в (близкие) друзья неверующих вместо верующих. Неужели они ищут у них величие (хотя у неверующих нет этого и быть не может)?! Поистине, все могущество — у Аллаха!» (Сура «Ан-Ниса», аяты 138, 139)
Предупреждение в этих аятах словом «обрадуй» означает, что их положение будет трудным. Есть много признаков лицемерия. Лицемеры обычно пытаются представить себя мусульманами. Но болезнь неверия в них ведет их в другое место. Вместо того, чтобы дружить с мусульманами, они дружат с неверными. Причина, по которой они пытаются укрепить свою дружбу с неверующими, заключается в том, что неверующие выглядят сильными в их глазах. «Рано или поздно, если между ними возникнет конфликт и преобладают мусульмане, я скажу, что был мусульманином, и от этого не будет никакого вреда», — говорят они. «Что мне делать, если неверующие преобладают? Они выглядят сильнее. Вот почему нам нужно подружиться с ними» — приходят они к такому заключению.
Да, лицемеры ищут силу и власть среди неверных. Поскольку они лицемеры, они не могут понять, в чем заключается истинная сила. Иначе искали ли они силы у неверующих? В этом аяте ясно говорится, что истинная сила и владычество находятся в руках Аллаха.
Лицемерие — это гнездо различных болезней сердца. Это результат того, что человек часто проявляет в себе такие качества как «рия» (показуха), обман, оскорбления, ложь, двуличие и нарушение обещаний.
Мусульманин должен бояться малых и больших признаков лицемерия так же, как он боится упасть в пропасть с пылающим огнем.
Мусульманин должен тщательно изучить лицемерие и его признаки и всегда стараться держаться от них подальше. Он должен убедиться, что сам не стал лицемером.