Циклы уроков
- Azan.kz
- Абу Мансур аль-Матуриди
- Абуль-Касим Абдель-Карим ибн Хавазин аль-Кушайри
- Азамат Абу Баязид аль Ханафи
- Ансаган Абдрахман
- Бауржан Алиулы
- ДУМК
- Еркинбек кари Шокай
- Ерсин Амире Абу Юсуф
- Имам Абу Хамид Мухаммад Газали
- Имам Ан-Навави
- Имам ан-Насафи
- Иминов Нурмухаммад
- Канатали Такиров
- Рамадан аль-Бути
- Сафи-ар-Рахман аль-Мубаракфури
- Серик кари Ахметов
- Тимур Алиев
أعوذ بالله من الشيطان الرجيم
بسم الله الرحمن الرحيم
الحمد لله رب العالمين و الصلاة و السلام على نبيّنا و إمامنا و قدوتنا و قرة عيوننا محمد و على آله و أصحابه أجمعين
رب اشرح لي صدري و يسر لي أمري و احلل عقدة من لساني يفقهوا قولي
اللهم علّمنا ما ينفعنا و انفعنا بما علّمتنا و زدنا علما و عملا و تقا و إخلاصا يا رب العالمين
أما بعد السلام عليكم و رحمة الله و بركاته
Ин шаа Аллах, по Воле Аллаха Субханаху уа Та’аля, продолжаем дальше уроки, посвященные акыде Ахлю сунны уаль-джамаа по тексту имама Абу Джафара ат-Тахави (р.а.). Касательно слов имама Абу Джафара ат-Тахави (р.а):
وتعالى عن الحدود والغايات ، والأركان والأعضاء والأدوات
«Всевышний Аллах превыше того, чтобы иметь границы и рамки, части, конечности или органы»,
мы с вами на прошлом уроке разобрали аяты муташабихат в Коране, что это за аяты муташабихат, какие хадисы относятся к муташабихат, являются ли аяты и хадисы, заключающие в себе слова «рука, нога, лик» в отношении Аллаха, муташабихат или нет. Также мы прочитали слова некоторых имамов по этому вопросу: имама ибн Салаха, имама Багауи, а также имама Навави, и в конце мы остановились на словах имама Куртуби (р.а).
Имам Куртуби (р.а) в своих словах поднимает одну хорошую тему, в прошлый раз мы закончи наш урок на этом: «Нельзя собирать в одном месте все аяты, в которых пришли слова «рука, нога, лик», и поместив их в одну главу о качествах, обучать других людей этому».
Если мы посмотрим на книги наших братьев-саляфитов, то они написаны именно в таком порядке. Например, сказано о теме качеств Аллаха, в которой сначала называется лик, затем два глаза, две руки, душа, пальцы, голень, ноги. Нет проблем, когда все эти части тела приходят в Коране или хадисах в разных местах, но вырезать их и собирать в одном месте неправильно. Что сказал имам Куртуби?
متبع المتشابه لا يخلوا أن يتبعه و يجمعه
«Тот, кто следует за муташабихат, собирает муташабихат».
Первыми, кто их собирает, являются занадика, карамита. Карамита – это существовавшие ранее заблудшие группы. Также и зындык – заблудшие в религии. Чтобы дать повод усомниться в Коране, они собирают аяты, которые для них выглядят, как проблема, затем вселяют сомнения в умах людей.
أو طلبا لاعتقاد ظواهر المتشابه كما فعلته المجسمة الذين جمعوا ما في الكتاب و السنة مما ظاهره الجسمية
Либо они берут внешнее значение хадисов и аятов в качестве «итикада» и собирают их в одном месте, а затем показывают Всевышнего Аллаха в виде тела.
Кто это делает? Муджассима и мушаббиха, те, кто уподобляет Всевышнего Аллаха физическому телу, антропоморфисты. Что они делают? Собирают и объединяют все аяты в Коране, в которых есть слова «рука, нога, лик, палец». Когда все эти аяты находятся на своих местах, в голове у людей не возникает никаких проблем. К тому же, если бы Всевышний Аллах захотел объединить все эти аяты, тогда Он ниспослал бы суру, в которой бы пришли все эти аяты, но Аллах так не сделал. Все эти слова находятся на своих местах, чтение этих аятов целиков не вызывает никаких проблем, однако, если вырезать их с разных мест и объединить, а затем обучать кого-то словами: «Ты должен уверовать, что у Аллаха есть два глаза, лик, Аллах ограничен с шести сторон, у Аллаха есть пять пальцев, две руки, у Аллаха есть душа, есть голень, есть нога», тогда у этого человека в голове возникает определенный образ в отношении Аллаха, он начнет уподоблять Аллаха человеку. Поэтому имам Куртуби сказал: «Те, кто так поступает, являются мушаббиха и муджассима». Так делать нельзя.
Следующие слова принадлежат имаму Кармани. Имам Кармани из числа ученых, написавших шарх к Бухари. Имам Хафиз ибн Хаджар (рахимахуллах) сказал по поводу имама Кармани: «Мухаммад ибн Юсуф ибн Али ибн Абдулькарим аль-Кармани, то есть этот человек, Мухаммад ибн Юсуф ибн Али ибн Абдулькарим аль-Кармани,
الشيخ شمس الدين
У него был псевдоним Шамсуд-дин,
سيخ نازل بغداد
Шейх спустился в Багдад, остановился.
ولد في 16 جمادى الأخرة
Родился 16 числа месяца Джумадаль-ахира
سنة 717
в 717 году.
تصدى لنشر العلم بها 30 سنة
В Багдаде он распространял знания на протяжении 30 лет.
و كان مقبلا على شأنه معرضا عن أبناء الدنيا
Этот человек полностью посвятил себя религии, отвернулся от мирского.
صن فشرحا حافلا على المختصرو شرحا مشهورا على البخاري و غير ذلك
Он написал шарх имаму Бухари и другим книгам известных ученых.
Имам ибн Хаджар аль-Аскаляни на 401 странице 13 тома своей книги «Фатхуль-бари» приводит слова имама Кармани:
قال كرماني: لا حاجة لتحضئت الرؤات الثقات
«Нет нужды в том, чтобы объявлять ошибочными достоверных передатчиков».
Данная тема сказана в отношении хариджитов. У имама ибн Хаджара аль-Аскаляни есть слова, которые сказаны о хариджитах и других подобных группах. Имам ибн Хаджар аль-Аскаляни (рахимахуллах) сказал, когда был ниспослан хадис «Всевышний Аллах в последнюю треть ночи спускается на мирское небо»: «В отношении данного хадиса существуют позиции трех групп. Первая группа восприняла этот хадис в буквальном его значении, как наши братья-саляфиты, которые далее поднимают тему «пустеет ли Арш в это время или нет?»
و هم المشابهة
И они являются мушаббиха.
Далее вторая группа – это те, кто очищают Аллаха от недостатков, делают тауиль или тафуид. Те, кто придерживается этой позиции, являются Ахлю Сунна уаль-джамаа.
Третья группа отрицает хадисы, и это хариджиты, то есть они говорят: «такой хадис не мог прийти от Пророка ﷺ, потому что здесь поднимается такая тема, если понять ее в буквальном смысле, то уподобишь Аллаха творениям, а значит этот хадис неверный». Таким образом они отрицают хадис. Если придет другой хадис, его тоже отрицают». Имам ибн Хаджар аль-Аскаляни (рахимахуллах) сказал: «Хорошо, они отрицают все хадисы. А как они поступают с пришедшими аятами? Эта тема ведь затронута не только в хадисах. В Коране также есть муташабихат, что они делают с ними? Коран тоже отрицают?» Поэтому приводятся слова имама Кармани:
: لا حاجة لتحضئت الرؤات الثقات
«Нет никакой необходимости показывать ошибочными хадисы достоверных ученых, которых признали другие ученые».
Они без основания отрицали ниспослание хадисов, говоря о невозможности. Например, Пророк ﷺ сказал:
إن القلوب بين إصبعين من أصابع الرحمان
«Сердца людей между пальцами Всевышнего Аллаха».
Они приходят и говорят: «Здесь пришло слово «пальцы», Всевышний Аллах не может обладать пальцами. Тогда что мы сделаем? Мы отрицаем этот хадис». Говорится, что так поступать неправильно.
بل حكم هذا حكم سائر المتشابهات: إما التفويض و إما تأويل
Имам Кармани сказал: «Хукм данного муташабихата такой же, как хукм других муташабихат».
То есть, мы сказали, что когда в Коране приходит муташабихат, мы очищаем Аллаха от недостатков и оставляем смысл Аллаху. Либо делаем тауиль, если в этом есть необходимость. Здесь точно также. «Хукм муташабихат такой же, как хукм других муташабихат».
إما التفويض و إما تأويل
«Делается либо тафуид, либо тауиль». Таким образом, из этого мы должны понять, что имам Кармани называет аяты и хадисы, в которых приходят слова «рука, нога, лик», муташабихат. А что говорят наши братья? Они утверждают, что это не муташабихат, а мухкамат. Как они могут быть мухкамат? Если бы они были мухкамат, то почему вокруг них возникло столько споров? В Коране Всевышний Аллах говорит:
«Те, кто желает следовать за фитной, следуют за муташабихат».
Самая большая фитна связанна именно с муташабихат.
Имам ан-Насафи (рахимахуллах). Абдуллах ибн Ахмад ибн Махмуд ан-Насафи в своей книге «Мадарикут-танзиль уа хакаикут-тауиль» сказал:
و ايات أخر متشابهات مشتبهات محتملات
Во время тафсира аята в Коране «و أخر متشابهات» «есть аяты мухкамат и муташабихат»: «Есть и другие аяты муташабихат, мухтамилят, которые можно понять по-разному».
مثال ذلك
Например,
الرحمان على العرش استوى
Аят «Всевышний Аллах сделал истауа над Аршем».
فالإستواء يكون بمعنى الجلوس و بمعنى القدرة و الإستلاء
«Истиуа» может прийти в значении сидения, могущества или овладевания.
و لا يجوز الأول على الله تعالى بدليل المحكم
Если мы будем основываться на аятах мухкамат, то первое значении невозможно использовать в отношении Всевышнего Аллаха.
و هو قوله "ليس كمثله شيء"
Мухкам аят – это аят «Всевышний Аллах не подобен ни одной вещи»».
Таким образом, имам Насафи (рахимахуллах) здесь говорит о том, что аят «الرحمان على العرش استوى» и другие подобные аяты являются муташабихат. То есть, аяты в Коране и хадисы, заключающие в себе такие слова, как «рука, нога, лик, спускается, поднимается», являются аятами и хадисами муташабихат.
Далее прочитаем слова других наших ученых по поводу муташабихат. Прочитав некоторые их слова, мы сможем увидеть позицию Ахлю Сунны уаль-джамаа и позицию саляфитов в данном вопросе, а также разницу между ними. Мы несколько раз прочитали слова имама Абу Ханифы (рахимахуллах). Имам Абу Ханифа (рахимахуллах) сказал о недозволенности брать прямое значение муташабихат аятов в своих книгах «Фикхуль-Акбар» и «Уасыя»:
و معنى الشيء إثباته بلا جسم و لا جوهر و لا عرض و لا حد له و لا ضد له
Мы прочитали следующие его слова: «Установление Всевышнего Аллаха без придавания Ему тела и ограничений».
Также его слова о том, что в Судный день между Аллахом и рабами не будет расстояния. Также мы упоминали его слова, пришедшие в «Уасыя», о том, что Аллах будет виден без направления. Помимо этих слов, есть также слова имама Шафии (рахимахуллах) в данном вопросе. Имам аш-Шафии (рахимахуллах) сказал:
امنت بالله و بما جاء عن الله على مراد الله و امنت برسول الله و بما جاء عن رسول الله على مراد رسول الله
«Я уверовал в Аллаха и в то, что пришло от Аллаха в угодном для Аллаха значении.
و امنت برسول الله
И я уверовал в посланника Аллаха
و بما جاء عن رسول الله على مراد رسول الله
И в то, что пришло от посланника Аллаха, в значении, угодном для посланника Аллаха».
Таким образом, имам аш-Шафии (рахимахуллах) показывает здесь правильность позиции тафуид в отношении аятов муташабихат и повествует о том, что сам придерживается данной позиции. Почему? Потому что он сказал: «Я уверовал в Аллаха
و بما جاء عن الله على مراد الله
И в то, что пришло от Аллаха в угодном для Аллаха значении».
То есть, он говорит: «я останавливаюсь и не растолковываю его значение, оставляю смысл Аллаху, какое значение подразумевал Аллах, в то я и уверовал». И в отношении хадисов, он говорит эти же слова.
Каких аятов и хадисов касаются данные слова? Конечно же, муташабихат. Почему? Если бы вопрос касался намаза, поста, хаджа, закята или любого другого вопроса в фикхе, тогда эти слова не были бы сказаны. Почему? Потому что, когда наши имамы растолковывают вопросы фикха, связанные с намазом, постом и другими темами, они объясняют все достаточно подробно. Например, если пришло слово «солях» (намаз), то приводится его языковое значение, такое значение, другое значение, терминологическое значение, показывается, из чего он состоит, с чего начинается, дается полное определение, разбираются языковое и терминологическое значения, то есть, здесь не говорят: «я оставляю смысл Аллаху». Почему? Потому что здесь от человека требуется выполнение действия.
Как сказал имам ибн Кудам аль-Макдаси (рахимахуллах): «Разница между аятами муташабихат и другими аятами заключается в том, что в аятах муташабихат от нас требуется только иман, вера, твоего уверования здесь достаточно. А для уверования не обязательно знать значение. В вопросах намаза и поста нужно знать значение и смысл. Почему? Потому что от тебя требуется действие. Если ты не будешь знать, что такое намаз, как его читать, тогда как ты будешь выполнять действие? А когда Всевышний Аллах говорит, что у Него есть качества «яд, уадж, айн», то тебе следует просто уверовать в них. Здесь не требуется никаких действий. Следовательно, можно уверовать, не зная значения, не понимая смысла. Для того, чтобы выполнить действие, нужно понимать смысл».
Поэтому имам аш-Шафии (рахимахуллах) сказал: «Я уверовал в слова Аллаха в значении, угодном Аллаху. И я уверовал в слова Пророка в значении, угодном Пророку». Таким образом, этот человек придерживается позиции тафуид в отношении аятов муташабихат, оставляя смысл Аллаху.
Наши братья –саляфиты искажают смысл этих слов и говорят: «Слова «Я уверовал в значении, угодном Аллаху» означают «Я уверовал в слова в их прямом значении так, как они пришли в Коране»». Если бы это действительно было так, тогда имам Шафии (рахимахуллах) сказал бы так: «Я уверовал в то, что пришло от Аллаха в прямом, внешнем, лексическом значении». Однако имам Шафии (рахимахуллах) не сказал таких слов. Поэтому эти их слова неверны.
В данном вопросе приходят также следующие слова имама ибн Хиббана (рахимахуллах). Имам ибн Хиббан – один из больших ученых по хадису, который является автором книги, предназначенной для сборника хадисов Пророка ﷺ. Если вы будете читать хадисы, то увидите, что в риваятах часто встречается имя имама ибн Хиббана. Так, имам ибн Хиббан занимался сбором хадисов подобно другим выдающимся имамам, как имам Бухари, имам Муслим, имам Абу Дауд, имам Тирмизи, и у него есть книга, посвященная хадисам, под названием «Сахих ибн Хиббан». Имам ибн Хиббан (рахимахуллах) на 46 странице 15 тома этой же своей книги «Сахих ибн Хиббан» сказал:
تدور رحل الإسلام على خمس و ثلاثين
То есть, он говорит после того, как привел хадис, касающийся муташабихат:
هذا خبر شنعا به أهل البدعة على أئمتنا
«Основываясь на данном хадисе, нововведенцы (бидатчики) несправедливо обвинили наших имамов.
و زعموا أن أصحاب الحديث الحشوية
Они сказали: «Они, мухаддисы, уподобляют Аллаха творениям.
يرغون ما يدفعه العيان و الحس و يصححونه فإن سئلوا عن وصف ذلك قالوا نؤمن به و لا نفسروه
Они передают все, что отрицает чувства, жизнь человека, называют это «сахих», затем, если они будут спрошены об этом,
نؤمن به و لا نفسروه
то они скажут: «Мы уверовали в это, но не растолковываем»».
Таким образом, противники Ислама, нововведенцы, обвиняют мухаддисов в этом. «Они передают риваяты всех вещей, которые не соответствуют разуму, принимают их, как «сахих»». Если взглянуть, то сейчас таких людей много. Например, кораниты, которые являются большими врагами ученых по хадисам. Они отрицают все хадисы, называют мухаддисов обманщиками.
Помимо этого, в Турции также появились подобные люди, к сожалению, их ученики есть и в Казахстане, они читают их книги, в которых евреи названии врагами религии и поднятые другие темы о врагах ислама. Прочитав все это, они поднимают различные вопросы в нашей стране. Иса (а.с) умер, он не придет, Пророк ﷺ не отправлялся в ночное путешествие в аль-Аксу, в шариате нет такого хукма, такого хукма… Взглянув на них, можно заметить, что они подобно попугаям повторяют слова тех людей, которые появились в Турции, являются их учениками. Этот человек не особо высказывал свое мнение, но как-то в одной из своих проповедей сказал следующие слова, сильно задев ими Абу Хурайру (р.а): «Почему ты не возьмешь и не поешь свою еду, если ты голоден? Ты ешь его еду, а затем говоришь ложь от его имени, какой же ты подлый человек!»
Такие тяжелые слова он говорил. Да убережет Аллах. Абу Хурайра (р.а) за два года до смерти Пророка ﷺ принял ислам, он был из числа очень бедных сподвижников ахлюс-суфа. У него не было основного занятия, он ходил рядом с Пророком ﷺ, заучил каждое его слово. После этого он занимался распространением этих хадисов, прожил долго. Абу Хурайра (р.а) заучил все, что слышал, и донес до нас все, что слышал. Когда он находился рядом с Пророком ﷺ с утра до вечера, к Абу Хурайре (р.а) или к другим людям могли прийти и обратиться по какому-либо вопросу, из уст Пророка ﷺ исходили хадисы. Так, если в течение одного дня было сказано около десяти слов, то, безусловно, Абу Хурайра (р.а) будет называть число слов в хадисе Пророка ﷺ. Абу Хурайра (р.а) передал около 5000 риваятов. А они приходят и говорят: «Абу Хурайра (р.а) выдумал все эти хадисы, как он мог за последние два года до смерти Пророка ﷺ, передать больше хадисов, чем другие сподвижники, которые были рядом с Пророком ﷺ на протяжении всей его жизни?!»
Такие пустые речи они произносят. Это – клевета. Если у тебя есть точные доказательства, что он это выдумал, тогда говори об этом. Он – доверенный сподвижник, который постоянно находился рядом с Пророком ﷺ, затем у него было достаточно времени для передачи этих риваятов. Какая в этом есть проблема? «Как он мог передать столько хадисов…». После этого они произносят такие слова, чем задевают сподвижников.
Такое происходило и ранее. Имам ибн Хиббан (рахимахуллах) говорит о них.
و زعموا أن أصحاب الحديث الحشوية
يرغون ما يدفعه العيان و الحس و يصححونه فإن سئلوا عن وصف ذلك قالوا نؤمن به و لا نفسروه
«Они передают все подряд, не смотрят ни на что. Самостоятельно поразмыслив, решают, что разумно, а что нет».
На самом деле, неправильно даже размышлять на тему разума здесь. Почему? Потому что если человек умеет хорошо думать, тогда он не сможет отрицать эти вещи. Имам ибн Хиббан (рахимахуллах) отвечает им:
و لسنا بحمد الله و منه مما رمن به في شيء
«Однако вся хвала принадлежит Аллаху, мы пречисты от клеветы, которой они порочат нас.
بل نقول
Но мы говорим:
إن المصطفى صلى الله عليه و سلم ما خاطب أمته قط بشيء لم يعقل عنه و لا في سننه لا يعلم معناه
«Пророк ﷺ не говорил ни одной непонятной для его уммы вещи, без смысла.
و من زعم أن سنن إذا صحت يجب أن ترى و يؤمن بها من غير أن تفسر و يعقل معناها فقد قدح في الرسالة
Если кто-либо скажет после того, как сунна Пророка ﷺ пришла достоверным путем, то есть сахих-хадисы, что нужно ограничиться только уверованием в них без понимания смысла, то такой человек выступает против сунны.
اللهم إلا أن تكون سنن من الأخبار التي فيها صفات الله جل و على التي لا يقع فيها التكييف بل على الناس الإيمان
Если тема касается качеств Всевышнего Аллаха, тогда от людей требуется только иман».
Имам ибн Хиббан (рахимахуллах) еще раз говорит на двухсотой страницы 3-го тома своей книги «Сахих ибн Хиббан»:
صفات الله عز و جل لا تكيف و لا تقاص إلى صفات المخلوقين
«Качествам Всевышнего Аллаха не придается облик или очертание.
و لا تقاص إلى صفات المخلوقين
Не сравнивается с качествами созданий.
فكما أن الله جل و على متكلم من غير آلة بأسنان و لا هوات و لسان و شفة كالمخلوقين جل ربنا و تعالى عن مثل هذا و أشبه و لم يجوز أن يقاص كلامه إلى كلامنا لأن الكلام المخلوقين لا يوجد إلا بآلات و الله جل و على يتكلم كما شاء بلا آلة
Как Всевышний Аллах разговаривает без помощи зубов, языка и губ, и как слова Создателя не похожи на слова созданий,
كذالك ينزل بلا آلة و لا تحرك و لا إنتقال من مكان إلى مكان
также и качество «спуска» Всевышнего Аллаха не является передвижением из одного места в другое.
و كذلك السمع و البصر
Также зрение и слух Всевышнего Аллаха.
فكما لم يجوز أن يقال الله يبصرك بصرنا بالأشفار و الحدق و البياض بل يبصر كيف شاء بلا آلة
То есть, Всевышний Аллах смотрит не с помощью глаз, глазных зрачков, как мы, а смотрит без участия каких-либо органов так, как Он пожелает.
То есть, видение и слух Всевышнего Аллаха не осуществляется так, как у нас. Всевышний Аллах пречист от органов и частей тела.
А наши братья-саляфиты в этом вопросе, как я видел в книгах некоторых шейхов, говорят: «Всевышний Аллах сказал, что Он видит, также Аллах сказал о том, что обладает глазом. Значит, Всевышний Аллах видит этим глазом».
А имам Абу Джафар ат-Тахави (рахимахуллах) сказал: «Всевышний Аллах пречист от наличия органов и частей тела».
Прочитаем слова имама Абдуль-Кахира аль-Багдади (рахимахуллах) в его книге «Аль-фарку байналь-фирак»:
و أجمعوا أي أهل السنة على أنه لا يحويه مكان و لا يجري عليه زمان خلاف قول من زعم من الهشامية و الكرامية أنه مماس لعرشه
«Ахлю-сунна единогласна в том, что Аллах не занимает место и существует вне времени. А карамия и хишамия утверждают, что Аллах соприкасается с Аршем, то есть находится над Аршем, установился на Арше».
و قد قال أمير المؤمنين علي رضي الله عنه
Повелитель правоверных Али (радыаллаху анху) сказал:
إن الله تعالى خلق العرش إظهارا لقدرته لما كان لذاته
«Всевышний Аллах создал Арш для того, что показать и заявить о Своем могуществе, а не для того, чтобы сделать Своим местом».
و قال أيضا
Он также сказал:
قد كان و لا مكان و هو الآن على مكان
«Всевышний Аллах был, а места не было. К тому же, сейчас Всевышний Аллах такой же, какой был всегда».
Теперь о том, что сказали наши имамы по поводу имама Абдуль-Кахира аль-Багдади. Имам Захаби (рахимахуллах) в своей книге «Сияру алям ан-нубаля» сказал:
العلامة الباري المتفنن
«Слово «алляма» – означает большой ученый, «аль-мутафаннин» – в разных сферах.
صاحب التصانيف البديعة و أحد أعلام الشافعية
Автор замечательных книг, один из шафиитских ученых.
و كان يدرس في 17 فنا
Он преподавал по семнадцати различным предметам.
و يضرب به المثل
Люди приводили его в пример.
و كان رئيسا مهتشما
Также он был очень богобоязненным, делал зухд».
В книге «Табакату аш-шафиия»:
قال شيخ الإسلام أبو عثمان الصابوني
Имам Абу Усман ас-Сабуни шейхуль-Ислам сказал по поводу него:
كان الأستاذ أبو منصور من أئمة الأصول
«Имам Абу Мансур, то есть Абдуль-Кахир аль-Багдади, был из числа больших ученых по акиде.
و صدور الإسلام
Сердцем религии, то есть сердцем Ислама, что показывает, как одного из больших и передовых имамов.
بإجماع أهل الفضل و التحصيل
Он считался таким по иджма всех обладателей знания.
بديع الترتيب غريب التأليف و التهذيب تراه الجلة صدرا مقدما تدعوه الأئمة إماما مفخما
Даже большие ученые знали его, как имама, как и все мусульмане знали его, как человека в первых рядах».
Имам Абдуль-Кахир аль-Багдади (рахимахуллах) говорит эти слова.
Имам Байхаки (рахимахуллах) – один из ученых по хадисам, большой имам, сказал по поводу хадиса «Аллах спускается на мирское небо»:
و هذا حديث صحيح رواه جماعة من الصحابة عن النبي صلى الله عليه و سلم
«Это сахих хадис, которые передали несколько сподвижников от Пророка ﷺ.
و أصحاب الحديث فيما ورد به الكتاب و السنة من أمثال هذا
Также его передали и мухаддисы.
و لما تكلم أحد من االصحابة و التابعين في تأويلها على قسمين منه من قابله آمن به و لم يأوله و وكل علمه إلى الله و نفى الكيفية و التشبيه عنه و منهم من قابله و آمن به و حمله على وجه يصح استعماله في اللغة و لا يناقض التفويض
Сподвижники и табиины, высказываясь по этой теме, разделились на две группы, касательно слов «спускается» и аятов и хадисов об Арше: первая группа, и это первые саляфы, приняли это, уверовали в это, не делали тауиль, оставили смысл Аллаху, а также не придавали Аллаху форму и тело. Вторая группа
من قابله و آمن به
Приняли это и уверовали, а также поняли в значении маджази, то есть сделали тауиль.
و لا يناقض التفويض
То есть, объясняли эти слова в рамках языка и не противореча при этом Шариату». Далее этот человек говорит:
و في الجملة يجب أن يعلم أن استواء الله سبحانه و تعالى ليس باستواء اعتدال عن اعوجاج و لا استقرار في مكان و لا مماسة لشيء من خلق لكنه مستاو على عرشه كما أخبر بلا كيف بلا أين و أن إتيانه ليس بإتيان من مكان إلى مكان و أن مجيئه ليس بحركة و أن نزوله ليس بنقلة و أن نفسه ليس بجسم و أن وجهه ليس بصورة و أن يده ليست بجارحة و أن عينه ليست بحدقة و إنما هذه أوصاف جاء بها التوقيف فقلنا بها و نفينا عنها النكييف فقد قال (ليس كمثله شيء و هو السميع البصير)
Имам Байхаки (рахимахуллах): «Вообщем, если первое значение качества «истиуа» Всевышнего Аллаха – это исправляться, то это не означает «исправляться от кривизны» или «установиться в одном месте» или «соприкасаться с каким-то творением», но это «истиуа» в том значении, в котором сказал Аллах, без слов «кайфа, как», «когда», Всевышний Аллах отделен от творений. Также «приход, спуск» Аллаха не означает перемещение из одного места в другое, приход Всевышнего Аллаха не подразумевает действие и движение, качество «спуска» Всевышнего Аллаха не означает перемещение, также как и качество «нафс» Всевышнего Аллаха не означает тело, а качество «уаджх» Всевышнего Аллаха не означает образ, облик, и качество «йад» Всевышнего Аллаха не в значении «орган, часть тела, джариха», а качество «айн» Всевышнего Аллаха не означает «зрачок». Все эти качества пришли в Коране и хадисах, мы говорим о них, очищаем Аллаха от уподобления творениям, Всевышний Аллах сказал о себе в Коране: «Нет ничего подобного Аллаху», и мы говорим об этом. Всевышний Аллах также сказал:
و لم يكن له كفوا أحد
«И нет никого и ничего подобного Ему»
هل تعلم له سميا
«Знаешь ли ты кого-то подобного Ему?!»
Так, Всевышний Аллах сказал о том, что Он не похож ни на одно создание, и мы говорим это, а также уверовали во все Его качества, но не принимаем их в качестве органа или части тела. Это позиция Ахлю Сунны уаль-Джамаа. Эти же слова говорит имам аль-Хатыб аль-Багдади (рахимахуллах). Он, затрагивая эту тему в своей книге «Тазкиратуль-хуффаз», сказал:
و لا نقول إنها جوارح و لا نشبهها بالأيد و الاسماع و الأبصار التي هي جوارح و أدوات للفعل
«Мы не говорим о качествах Аллаха в значении органов или частей тела, и мы не уподобляем их органам рук и ног у людей, которые являются средствами для определенного действия.
إنما وجب إثباتها لأن التوقيف ورد بها
Мы закрепляем их, потому что они пришли в Коране и хадисах.
و وحب نفي التشبيه عنها
Также является уаджиб очищать Аллаха от уподобления творениям. Потому что Всевышний Аллах сказал в Коране:
ليس كمثله شيء
«Нет ничего подобного Ему». Также Всевышний Аллах сказал в отношении Себя:
و لم يكن له كفوا أحد
«И нет никого и ничего подобного Ему».
Есть слова у наших имамов, среди которых есть важные слова имама аш-Шатыби (рахимахуллах), поведавшего о правилах муташабихат. Ин шаа Аллах, мы прочитаем их на следующем уроке.
Имам аш-Шатыби (рахимахуллах) повествует о замечательном правиле по этой теме. Наши братья-саляфиты также поднимают эту тему. Если ты скажешь: «В этом вопросе такая позиция, и этому есть доказательство», они приведут тебе другие хадисы и приведут другие доказательства в виде муташабихат. Насколько это правильно? Могут ли муташабихат выступать в виде доказательств? Эту тему имам аш-Шатыби (рахимахуллах) хорошо разъяснил. Если мы примем это в качестве правила, поймет и узнаем, то это решит проблему. Если Аллах позволит, мы пройдем его слова на следующем уроке.
Пусть Всевышний Аллах Субханаху уа Тааля дарует нам всем полезные знания, поможет нам действовать в соответствии с полученными знаниями, а также примет все наши деяния!
سبحانك و بحمدك أشهد أن لا إله إلا أنت أستغفرك و أتوب إليك