Можно ли совершать намаз онлайн?
Всем известно, что в мечетях пятикратные и пятничные молитвы были приостановлены во многих странах из-за пандемии коронавируса. Пятничные молитвы были приостановлены и в нашей стране, вместо этого каждый читает обеденную молитву в своем доме. Однако, онлайн-трансляция пятничной молитвы в центральной мечети Москвы вызвала ряд споров. Среди джамаата возникли вопросы и высказывались различные мнения: «Почему мы не читаем пятничную молитву, как они?», «Какое в нынешнее время может быть препятствие для проведения молитвы онлайн?».
На самом деле, подавляющее большинство мусульманских ученых всего мира не одобряют проведение поклонения через онлайн платформу. Более того они считают такую фетву неправильной. Согласно шариату, никто не имеет права менять ясное решение Аллаха, и последнее слово Пророка (ﷺ) или единодушное решение большинства ученых одного времени.
Доказательством тому служат следующие доводы:
Всевышний Аллах говорит в Коране: «Для верующего мужчины и верующей женщины нет выбора при принятии ими решения, если Аллах и Его Посланник уже приняли решение. А кто ослушается Аллаха и Его Посланника, тот впал в очевидное заблуждение», - (сура «Ахзаб», 36 аят).
Наш досточтимый Пророк (ﷺ) задал вопросы Муазу (р.а), когда отправлял его в Йемен:
- Чем ты будешь судить, если у тебя спросят решение какого-либо вопроса?
- Книгой Аллаха.
- А если не найдешь решения там?
- Сунной Посланника Аллаха
- А если не найдешь и там решения?
- Тогда буду усердно стараться найти решение, опираясь на иджтихад.
И сказал Пророк (ﷺ): «Хвала Аллаху который наставил посла Посланника Аллаха на то, что любит Посланник Аллаха!» (Абу Дауд).
Если шариатское решение основано на Коране или сунне, нет необходимости искать другое решение. Ведь это является бесполезным занятием. Кроме того, шариатское решение, вынесенное умом, является предположением. А хукм (решение), вынесенное точными доводами является истиной. Как правило, очевидное всегда перевешивает предположение.
Это подтверждается правилом фикха: «Не дозволено делать ижтихад (используя кияс), когда есть точные шариатские доводы (Аяты из Корана, сахих хадис и ижмаг). В основе, ижтихад делится на два типа.
Первое – это досконально, понимая смысл аята или хадиса, делать ижтихад, чтобы понять применение хукма в жизни. Например, муджтахиды таким образом объяснили значение слова «куруъ» в суре «Бакара», 228 аят.
Второе – это ижтихад правилами кияса или собственным мышлением. Этот иджтихад применяется, когда решение по вопросу не найдено в Книге Аллаха, Сунне или иджмаге.
Например, не допускается делать ижтихад в таких вопросах как:
1. Вынесение фетвы, что дозволено давать взятку в случае, когда человек оказывается в трудном материальном положении, упустив выгоду или же, когда необходимо быстрее осуществить свои планы. Абдулла ибн Амр передаёт хадис: «Пророк (ﷺ) проклял того, кто берет и даёт взятки» (Абу Дауд, Тирмизи). К тому же, тут нет особой необходимости давать взятки.
2. Говорить, что дозволено брать кредит со всех традиционных банков или открывать процентный депозит. В Коране сказано о порицании ростовщичества: «Аллах разрешил торговлю и запретил ростовщичество» (Сура "Бакара" 275 аят), "О, вы, которые уверовали! Бойтесь Аллаха и, если вы уверовали и остерегайтесь ростовщичества" (Сура "Бакара" 275 аят).
3. Фетва в которой утверждается, что наследство должно быть разделено поровну между сыновьями и дочерями. С одной стороны, такая фетва кажется разумной и справедливой. Однако, в Коране ясно говорится решение относительно этого: «Завещает вам Аллах относительно ваших детей: сыну - долю, подобную доле двух дочерей» (Сура "Ниса" 11 аят).
4. Подобно этому, говорить, что дозволено совершать пятничную молитву в онлайн режиме. Абдулла ибн Аббас сказал, что для каждого лучше выполнять пятничную молитву в своих домах, а не в мечети, из-за плохой погоды, которая может навредить людям. Он видел это от Посланника Аллаха (Бухари, Муслим). Более того, ученые единодушно сошлись во мнении, что целесообразно вместо пятничной молитвы совершать обеденную молитву и до этого времени никто из ученых «ахлю ас-сунны» не возразил против этого. Поэтому, предложение о проведении пятничной и других коллективных молитв онлайн – это изменение хукма (постановление, решение). Кроме того, люди являются джамаатом при условии, что все они будут совершать молитву в одном месте. А согласно шариату, пятничная молитва, которая проводится не джамаатом или не в мечети «аль-жамиг», считается неправильной.
Пусть Всевышний Аллах защитит нашу страну от различных бедствий и пусть наступят мирные и спокойные дни и пусть мечети вновь озарятся джамаатом, совершающие пятничную и пятикратную молитву!
Авторские права на статьи и осуществленные переводы статей из других источников принадлежат сайту Azan.kz.