Циклы уроков
- Azan.kz
- Абу Мансур аль-Матуриди
- Абуль-Касим Абдель-Карим ибн Хавазин аль-Кушайри
- Азамат Абу Баязид аль Ханафи
- Ансаган Абдрахман
- Бауржан Алиулы
- ДУМК
- Еркинбек кари Шокай
- Ерсин Амире Абу Юсуф
- Имам Абу Хамид Мухаммад Газали
- Имам Ан-Навави
- Имам ан-Насафи
- Иминов Нурмухаммад
- Канатали Такиров
- Рамадан аль-Бути
- Сафи-ар-Рахман аль-Мубаракфури
- Серик кари Ахметов
- Тимур Алиев
Глава 3: Переселение в Эфиопию и козни курайшитов
Переселение в Эфиопию
Вторым шагом Пророка ﷺ, убедившегося в том, что император Эфиопии является справедливым правителем, стало то, что он ﷺ посоветовал мусульманам переселиться в эту страну.
В месяце раджаб пятого года с начала осуществления Мухаммадом ﷺ пророческой миссии в Эфиопию отправилась первая группа мусульман под руководством ‘Усмана бин ‘Аффана. Среди 12 мужчин и 4 женщин, из которых состояла эта группа, в путь отправилась и дочь посланника Аллаха ﷺ Рукая. Эти сподвижники тайно покинули Мекку под покровом ночи и отплыли в Эфиопию из Джидды на двух торговых кораблях.
Узнав об их исчезновении, курейшиты пришли в ярость и бросились за ними в погоню. Они хотели вернуть этих людей в Мекку, чтобы продолжать мучить их и этим заставить отказаться от религии Аллаха. Однако корабли были уже далеко в море, и преследователи были вынуждены вернуться домой ни с чем.
Услышав чтение суры «Звезда», многобожники, подобно мусульманам, совершают земной поклон
В рамадане пятого года с начала осуществления Мухаммадом его пророческой миссии, примерно через два месяца после переселения мусульман в Эфиопию, Посланник Аллаха ﷺ пришёл к Каабе, вокруг которой собралось множество курейшитов во главе с их старейшинами и вождями.
К тому времени ему уже была ниспослана сура «Звезда», и Пророк ﷺ, появившийся среди них, неожиданно стал читать её вслух. Поскольку собравшиеся никогда не слышали ничего прекраснее слов этой суры, они были поражены и молча слушали их, а когда Пророк ﷺ стал читать её последние аяты, которые содержат в себе предостережения Аллаха, сердца их сжались от страха. Когда же Посланник Аллаха ﷺ прочёл последний аят этой суры, в котором говорится:
«Так склоняйтесь же до земли пред Аллахом и поклоняйтесь [Ему]!» (53:62),
и совершил земной поклон, так же поступили и все остальные, поскольку никто из них уже не мог владеть собой.
В «Сахихе» аль-Бухари приводится хадис Ибн Мас‘уда (р.а.), который передал, что, когда Пророк ﷺ прочитал суру «Звезда» и совершил земной поклон, все слышавшие его слова тоже поклонились, за исключением одного человека, который поднял горсть мелких камешков или земли, поднёс это к своему лицу и сказал: «Довольно с меня и этого». Ибн Мас’уд сказал: «А потом я видел его убитым среди неверных». Этим человеком был Умайя бин Халяф, погибший в день битвы при Бадре.
Возвращение переселенцев в Мекку
Известие об этом событии дошло и до Эфиопии, хотя и в несколько искажённом виде, так как мусульмане, которые покинули Мекку, решили, что курейшиты приняли ислам. Обрадовавшись этому, они двинулись в обратный путь, но об истинном положении вещей узнали лишь незадолго до завершения своего путешествия. После этого некоторые вернулись обратно в Эфиопию, другие же всё-таки вернулись в город либо тайно, либо воспользовавшись покровительством своих знакомых и друзей из числа курейшитов.
Второе переселение в Эфиопию
Будучи раздосадованными тем, что они против своей воли совершили земной поклон вместе с мусульманами, и желая отомстить им за то, что в Эфиопии те нашли себе надёжную защиту, курейшиты принялись с удвоенной энергией преследовать их. В связи с тем, что положение мусульман стало ещё хуже, чем было прежде, Посланник Аллаха ﷺ во второй раз посоветовал своим сподвижникам переселиться из Мекки в Эфиопию. На этот раз количество переселившихся мужчин составило 82 или 83 человека, вместе с которыми в путь двинулись 18 женщин.
Организовать второе переселение было труднее, чем первое, поскольку теперь курейшиты следили за каждым шагом мусульман. Однако мусульмане оказались более собранными и мудрыми и сумели покинуть город, несмотря на все старания курейшитов.
Курейшитам было очень тяжело сознавать, что мусульмане снова ускользнули от них и оказались там, где ни им самим, ни их вере ничто не угрожало, и поэтому они послали за ними двух известных своей хитростью людей, чтобы попытаться вернуть мусульман в Мекку. Этими людьми были ‘Амрбин аль-‘Ас и ‘Абдуллах бин Раби‘а, которые в то время ещё не приняли ислам.
Осуществляя намеченный курейшитами план, они прибыли в Эфиопию, где прежде всего обратились к епископам церкви, которым преподнесли подарки, рассказали о цели своей поездки и изложили свои доводы. Склонив их на свою сторону, они явились к императору, вручили ему дары и обратились к нему с такими словами:
— О царь, в твоей стране нашли себе приют неразумные люди, порвавшие со своей собственной религией, но не принявшие той религии, которую исповедуешь ты. Они принесли с собой новую религию, которую сами же придумали и которая неведома ни нам, ни тебе, и поэтому достойнейшие люди нашего народа, в том числе их отцы и ближайшие родственники, направили нас к тебе, чтобы ты вернул им этих людей.
Епископы, действовавшие по договорённости с курейшитами, поддержали их, однако император не стал принимать поспешных решений, посчитав, что для того, чтобы во всём разобраться, необходимо выслушать обе стороны. После этого он велел привести к себе мусульман и спросил их:
— Что это за религия, из-за которой вы порвали со своими соплеменниками, и почему вы не принимаете ни нашу, ни какую-нибудь иную веру?
От имени всех мусульман ему ответил Джа‘фар бин Абу Талиб, который сказал:
— О царь, раньше мы были людьми невежественными, поклонялись идолам, употребляли в пищу мертвечину, предавались, разврату, порывали со своими родственниками, враждовали со своими соседями, а сильные среди нас обижали слабых, и всё это продолжалось до тех пор, пока Аллах не направил к нам посланника из числа нас самих. Он был известен нам как родовитый, правдивый, честный и добродетельный человек, став же посланником, он призвал нас к поклонению одному лишь Аллаху и отказу от поклонения камням и идолам, которым всегда поклонялись наши предки. Кроме того, он велел нам быть правдивыми, возвращать доверенное, поддерживать родственные связи, жить в мире и дружбе со своими соседями и отказаться от кровопролития и совершения всего запретного. Он запретил нам предаваться разврату, лгать, присваивать имущество сирот и порочить целомудренных женщин. И ещё он велел нам поклоняться одному только Аллаху, ничего не приравнивая к Нему, а также совершать молитвы, выплачивать закят и соблюдать пост. Мы поверили ему, уверовали в него, присоединились к той религии, которую он принёс с собой от Аллаха, и начали поклоняться одному лишь Аллаху, отвергнув всё остальное.
Он запретил нам всё то, что запретил Аллах, и разрешил всё то, что было Им разрешено. Из-за этого наши соплеменники стали враждовать с нами, подвергать нас мучениям и отвращать нас от нашей религии, пытаясь вернуть нас к поклонению идолам вместо поклонения Аллаху Всевышнему и к тем мерзостям, которые прежде мы считали дозволенными для себя. И когда они стали притеснять и преследовать нас, не давая нам исповедовать нашу религию, мы перебрались в твою страну, предпочтя тебя всем остальным, встав под твою защиту и понадеявшись на то, что ты никому не позволишь притеснять нас, о царь!
Услышав это, император потребовал от Джа‘фара прочитать ему что-нибудь из Корана, и тот прочитал ему суру «Марьям», аяты которой заставили императора заплакать так, что борода его стала мокрой от слёз. Вместе с ним заплакали и епископы, свитки которых пропитались слезами, а потом император сказал:
«Клянусь тем, что принёс с собой ‘Иса, и то, и другое — из одного источника!»
А потом он обратился к представителям курейшитов и сказал: «Завтра вы должны отправиться домой!» Однако ‘Амр бин аль-‘Ас придумал другую хитрость и сказал императору: «Поистине, они говорят об ‘Исе нечто ужасное!» [1]
Тогда император снова призвал к себе мусульман и спросил их об этом, на что Джа‘фар дал ему такой ответ: «Мы говорим о нём лишь то, чему научил нас Пророк: он — раб Аллаха, Его посланник, Его дух и Его слово, с которым Он обратился к деве Марьям».
Выслушав его, император сказал: «Клянусь Аллахом, ничего иного об ‘Исе, сыне Марьям и сказать нельзя! Ступайте и живите в моей стране в безопасности, а тот, кто станет порочить вас, обязательно будет наказан! Я не причиню вреда никому из вас, даже если за это мне подарят целую гору золота!»
После этого он велел вернуть курейшитам их дары, и те уехали от него с позором, тогда как мусульмане продолжали спокойно жить, где и жили.
Замешательство многобожников
Потерпев неудачу в своих попытках вернуть мусульман из Эфиопии в Мекку, многобожники преисполнились гневом и яростью и снова обрушились на мусульман, тем более, что Пророк ﷺ продолжал обращаться к людям со своим призывом. С другой стороны, курейшиты видели, что, несмотря на угрозы и большую опасность для себя, Абу Талиб продолжает всё так же поддерживать своего племянника, что приводило их в замешательство и мешало остановиться на чём-либо одном. Вот почему иногда они ожесточались, начиная снова и снова преследовать, и мучить Пророка ﷺ и живших в Мекке мусульман, иногда начинали спорить и препираться с ними, иногда обращались к ним с соблазнительными предложениями, иногда предпринимали попытки сторговаться с ними, добиваясь каких-то взаимных уступок, а иногда им на ум приходили мысли о том, что Посланника Аллаха ﷺ следует убить и покончить с делом исламского призыва раз и навсегда. Однако ничто из вышеперечисленного не принесло им никакой пользы и не помогло достичь желаемого, но обернулось для них одними лишь разочарованиями и потерями.
В следующей главы мы вкратце расскажем о каждой из предпринятых курейшитами попыток.
Вопросы и задания
1. Какие меры предосторожности принимал Пророк Мухаммад ﷺ, чтобы обезопасить своих сподвижников? Что было причиной переселения части мусульман в Эфиопию?
2. Почему курейшиты во время чтения суры «Звезда» совершили земной поклон вместе с мусульманами?
3. Какие козни строили курейшиты против переселенцев в Эфиопию?
4. Как курейшиты хотели покончить с делом исламского призыва?
1 Подразумевалось, что мусульмане говорят об ‘Исе (р.а.) нечто совершенно отличное от того, что говорили о нём христиане.