Можно ли заниматься сетевым маркетингом? / Фетва ДУМК
На ХХІІ заседании Совета ученых Духовного управления мусульман Казахстана в столице была вынесена фетва относительно сетевого маркетинга.
Из текста фетвы:
«Несмотря на похожую структуру, система работы сетевого маркетинга и финансовой пирамиды отличаются друг от друга. Финансовые пирамиды не предлагают товар, в обороте находятся только деньги. Принцип ее работы такой: сначала вы делаете вклад на определенную сумму, после вы получаете процентную долю от вкладов людей, которые зарегистрировались за вами. Увеличение числа вкладчиков приводит к удвоению вашего дохода. В этом случае имеют место обман, неясность, хитрость и другие противозаконные (противоречащие шариату) действия, поэтому в шариате запрещается заниматься такими делами. Сетевой маркетинг – это продажа продукта или оказание сервиса путем построения системы независимых дистрибьюторов. Здесь товар не проходит через посредника, а напрямую от компании производителя попадает в руки потребителя. Доход каждого агента зависит от надбавки к стоимости продукта и вознаграждении за счет агентов, которые за ним. Увеличение числа зарегистрированных агентов в группе приводит к увеличению дохода. Аллах приказал: «Не пожирайте незаконно между собой своего имущества...» [1]. Чтобы быть дозволенным с точки зрения шариата, к сетевому маркетингу предьявляются следующие требования:
1. Цель и деятельность членов компании не должны ограничиваться вовлечением новых клиентов и зарабатыванием денег путем посредничества или надбавки. Наоборот, компания должна формироваться на основании торговли или оказания определенной услуги. Также товар или услуга, которую предлагает компания должны быть халяльными;
2. Регистрация на членство в организацию должна быть без предварительной оплаты (даже путем покупки товара). Организаторы работы могут требовать оплату за свой труд или услугу. Однако неправильно просить сумму сверх себестоимости продукта или услуги;
3. Член компании не должен обязываться привлекать новых клиентов путем продажи продукта или оказания услуги;
4. Получение вознаграждения от своих прямых клиентов участника сетевого маркетинга является правильным. А получение прибыли от клиентов 2-го, 3-го или др. звена не правильно. Так как подобная деятельность считается получением прибыли без какого-либо труда. Поэтому это не относится к честному заработку;
5. Участник должен иметь право выходить из организации по собственной воле в любое время и безпрепятственно [2].
ВЕРДИКТ:
1. Для правильной работы сетевого маркетинга, в первую очередь, предоставляемые услуги и товары компании должны соответсвовать стандартам халяль;
2. В случае, если вышеуказанные условия не будут соблюдены, согласно шариату такой вид продаж запрещается, доходы не являются халяль.
*Нужно учитывать, что в настоящее время в системе сетевого маркетинга эти условия соблюдаются не полностью».
[1] Сура «Бакара», 188-аят.
[2] Фетва «Вердикт сетевого маркетинга», ІІІ заседание Совета по фетвам Евразии, город Стамбул, 21-22 декабря, 2018 года.