Циклы уроков
- Azan.kz
- Абу Мансур аль-Матуриди
- Абуль-Касим Абдель-Карим ибн Хавазин аль-Кушайри
- Азамат Абу Баязид аль Ханафи
- Ансаган Абдрахман
- Бауржан Алиулы
- ДУМК
- Еркинбек кари Шокай
- Ерсин Амире Абу Юсуф
- Имам Абу Хамид Мухаммад Газали
- Имам Ан-Навави
- Имам ан-Насафи
- Иминов Нурмухаммад
- Канатали Такиров
- Рамадан аль-Бути
- Сафи-ар-Рахман аль-Мубаракфури
- Серик кари Ахметов
- Тимур Алиев
Уважаемые слушатели, мы продолжаем цикл уроков, основанный на книге «Рияду ас-Солихин», автором которой является ученый ислама имам Ан-Навави (р.а.). С дозволения Аллаха сегодня мы начинаем 50 хадис Посланника Аллаха (ﷺ) который передал нам ибн Аббас (р.а.).
Передается от ибн Аббаса (р.а.):
«В свое время, Уяйя ибн Хиссн приехал в Медину и остановился у своего племянника, которого звали Аль Хурр ибн Кайс». То есть Аль Хурр ибн Кайс относился к числу тех, которых приближал к себе Умар (р.а.).
«В совете приближенных Умара (р.а.) были чтецы Корана, которые полностью выучили Коран и были учеными. Уяйна сказал своему племяннику: «О сын моего брата, ты занимаешь высокое положение рядом с правителем Умаром (р.а.). Попроси же его принять меня». И он обратился к Умару (р.а.) с такой просьбой, на что получил согласие. И явившись к Умару (р.а.) Уяйна сказал следующее: «Клянусь Аллахом, ты даешь нам мало и правишь нами не справедливо».
Услышав это, Умар (р.а.) сильно разгневался и даже хотел подвергнуть его наказанию. Аль Хурр (р.а.) заступился за своего родственника, сказав следующее: «О повелитель правоверных, поистине Всевышний Аллах сказал Своему любимому Пророку следующее: «Держись прощения, побуждай к добру и отстраняйся от невежд».* Что же касается этого человека, то он как раз таки относится к числу невежд. И далее ибн Масуд (р.а.) продолжает: «Клянусь Аллахом, после того как Аль Хурр (р.а.) прочитал этот аят, Умар (р.а.) не сделал ничего такого что противоречило бы его смыслу. Поскольку он неуклонно придерживался установления книги Всевышнего Аллаха».
Имам Ан Навави (р.а.) привел хадис от ибн Аббаса (р.а.) о повелителе правоверных Умаре ибн Аль Хаттабе (р.а.). Умар (р.а.) был вторым праведным халифом, и он был известен своей справедливостью по отношению к подданным, и смирению с истиной. Бывало даже так, что какая-то женщина или мушрики могли прочесть ему аяты из Корана в качестве довода, и он сразу прислушивался, не пропуская аят мимо ушей. Поэтому мушрики хорошо знали об этом, о том, что Умара ибн Аль Хаттаба (р.а.) остановить могли лишь аяты из Священного Корана. И вот однажды к нему приехал Уяйна ибн Хиссн, и сказал:
«Умар ибн Аль Хаттаб, клянусь Аллахом, ты даешь нам мало и правишь нами не справедливо».
Уважаемые слушатели, только подумайте, этот человек говорит такие слова праведному халифу, который известен своей справедливостью. Ибн Аббас (р.а.) рассказывал, что возле Умара ибн Хаттаба (р.а.) всегда присутствовали чтецы Корана, и он приближал к себе людей знания, вне зависимости от их возраста. И такого правила стоит придерживаться всем правителям, руководителям или главе государства, выбирая в себе окружение только праведных людей. Это первая польза. Если окружение правителя будут нечестивым, то он погибнет сам и погубит народ.
Если же Аллах Всевышний дарует правителю праведное окружение, то этот правитель принесет пользу этому народу, общине. Поэтому правитель обязан приближать к себе обладателей знания и веры. Несомненно, чтецы Корана, ученые ислама, сподвижники были обладателями знания. Они читали 10 аятов из книги Аллаха, и не переходили на следующее, пока не вобрали в себя всё-то знание, которое содержится в этих аятах, и не совершили деяние, согласно этим аятам.
Услышав эти слова, соответственно Умар (р.а.) разгневался так, что хотел наказать этого человека. Но Аль Хурр (р.а.) заступился, так как тот человек был его родственником, сказал ему следующее:
«О повелитель правоверных, поистине Всевышний Аллах сказал своему Пророку: «Держись прощения, побуждай к добру и отстраняйся от невежд».
Что же касается этого человека, то он как раз-таки относится к числу невежд. И после этого Умар (р.а.) не сделал ничего, что бы противоречило установления книги Аллаха.
То есть посмотрите на уважение сподвижника, к словам Всевышнего Аллаха. Когда они слышали слова Всевышнего Аллаха, то сразу же прислушивались к ним, не переходя границы. Это вторая польза. В любых ситуациях, даже когда человек гневается, когда будут прочитаны аяты, непременно он должен остановиться и прислушиваться, удерживая себя от того, что бы перейти границы. В этом аяте указывается так же, чтобы побуждали к добру. То есть к тому, что считается добром в шариате, и к тому, что считается добром среди людей. Ученые ислама добавляют комментарии, что сами по себе дела делятся на три вида:
Первое, это мункар – порицаемое, которое обязательно нужно запрещать.
Второе, урф - это одобряемое которое следует приказывать.
И третья категория, это то, что не относится ни к тому, ни к этому.
Человеку следует говорить только те слова, в которых заключено благо. Это следующая польза от хадиса. То есть Посланник Аллаха (ﷺ) предостерегает нас:
«Кто верит в Аллаха и Его Судный день, пусть говорит благое или молчит».
Так же в этом аяте, Всевышний Аллах указывает на то, чтобы мы отстранялись от невежд. То есть отдаляйся от тех, кто относится невежественно по отношению к тебе. Это уже следующая польза от хадиса. И Умар (р.а.) имея возможность наказать этого человека, не предпринимает ничего по отношению к нему. Он внемлет аятам книги Всевышнего Аллаха. Это самая наиважнейшая польза от этого хадиса. Ученые ислама, слову «невежда» приводят еще одно определение. В арабском языке слово «джахилин» имеет два смысла. Первое это отсутствие знаний, о какой-то вещи. Второе, глупое и высокомерное поведение. Например, у арабов во времена джахилии был такой обычай, если кто-то вел себя по отношению к нему глупо или высокомерно, они по отношению к этому человеку вели себя еще хуже. В данное время, эти скверные черты характера так же встречаются среди мусульман. Они хотят сделать еще хуже, враждующей стороне. Но поведение мусульман должно быть иным. Ибо мы воспитываемся Всевышним Аллахом. Всевышний Аллах, в Священной книге Коран, в суре «Фуссилат», 34 аяте говорит:
«Не равны добро и зло. Оттолкни зло тем, что лучше. И тогда тот, с кем ты враждуешь, станет для тебя, словно близкий, любящий родственник».
Так и будет. Ибо это есть воспитание Всевышнего Аллаха. Потому что Он наш Властелин, Творец и Господь.
С дозволения Всевышнего Аллаха, мы сегодня закончили 50 хадис Посланника Аллаха (ﷺ), который передал нам ибн Аббас (р.а.). Пусть Всевышний Аллах укрепит сегодняшнее полученное благое знание в наших сердцах, и сделает нас одними, из полноценно следующих за сунной Посланника Аллаха (ﷺ).
* сура «Аль Араф», 197 аят.