Циклы уроков
- Azan.kz
- Абу Мансур аль-Матуриди
- Абуль-Касим Абдель-Карим ибн Хавазин аль-Кушайри
- Азамат Абу Баязид аль Ханафи
- Ансаган Абдрахман
- Бауржан Алиулы
- ДУМК
- Еркинбек кари Шокай
- Ерсин Амире Абу Юсуф
- Имам Абу Хамид Мухаммад Газали
- Имам Ан-Навави
- Имам ан-Насафи
- Иминов Нурмухаммад
- Канатали Такиров
- Рамадан аль-Бути
- Сафи-ар-Рахман аль-Мубаракфури
- Серик кари Ахметов
- Тимур Алиев
Сообщается, что Абу Абдуллах Хузайфа бин аль-Йаман аль-Ансари, да будет доволен Аллах ими обоими, известный как писарь Пророка Мухаммада ﷺ сказал:
«Однажды ночью я совершал молитву вместе с Пророком ﷺ который начал читать суру «Корова». Я сказал себе: «Он совершит поясной поклон, прочитав сто аятов», — однако и после этого он продолжал читать. Тогда я сказал себе: «Он прочитает её (суру) полностью», — и он продолжал читать. Потом я сказал: «Он совершит поясной поклон, закончив ее. Однако после этого он начал читать суру «Женщины» и прочёл её полностью, а затем приступил к чтению суры «Семейство Имрана» и прочёл её, чётко выговаривая каждую букву. И когда он доходил до какого-либо аята, в котором содержится веление прославлять Аллаха, то прославлял его, когда доходил до аята, в котором содержится веление обращаться к Аллаху с мольбами, обращался к Нему с мольбой, а когда доходил до упоминания о необходимости обращаться к Аллаху с просьбой о защите, то делал это, а потом он склонился в поясном поклоне и стал говорить: «Слава моему Великому Господу!» Субхана Рабби-лъ-’Азым!, — и поклон его занял примерно столько же времени, сколько он провёл стоя. Затем он сказал: «Да услышит Аллах того, кто воздал Ему хвалу. Господь наш, хвала Тебе!» Сами’а-Ллаху ли-ман хамида-ху. Рабба-на, ля-кя- лъ-хамду!, — выпрямился и оставался в таком положении почти столь же долго, сколько длился его поясной поклон. А потом он совершил земной поклон со словами: «Слава моему Высочайшему Господу!». Субхана Рабби-ль-А’ля!, — и поклон его продолжался почти столько же времени, сколько он провёл стоя». (Муслим).
- «Если хочешь, то можешь быть мухаджиром, а если хочешь, то можешь быть одним из ансаров. Выбирай же то, что тебе по душе» - именно с такими словами Посланник Аллаха обратился к Хузайфе ибн аль-Йаману, когда встретил его впервые в Мекке. Те, кто не знает, Мухаджиры – это переселившиеся вместе с Мухаммадом, мир ему и благословение Аллаха, из Мекки в Медину. А ансары – это его сподвижники.
Возможность сделать свободный выбор принадлежности к одной из двух почётнейших категорий людей у мусульман, предоставленная Хузайфе ибн аль-Йаману, имеет свою предысторию.
Отец Хузайфы аль-Йаман был мекканцем из рода Бану Абс. Однако, убив человека из своего рода, он был вынужден переселиться из Мекки в Йасриб. Там он породнился с родом Бану Абдель Ашхал, и у него родился сын, получивший имя Хузайфа.
Вскоре исчезли причины, мешавшие аль-Йаману вступать на территорию Мекки, и он начал периодически посещать её, предпочитая, однако, Медину для постоянного проживания.
Когда над Аравийским полуостровом воссиял свет Ислама, отец Хузайфы аль-Йаман был среди одиннадцати людей рода Бану Абс, прибывших лично к Посланнику Аллаха и провозгласивших перед ним свой переход в исламскую веру. Это случилось ещё до того, как Пророк переселился в Медину. Поэтому, мекканец по происхождению, Хузайфа стал мединцем.
Хузайфа ибн аль-Йаман вырос в доме мусульманина и получил заботливое воспитание родителей, которые были среди первых принявших религию Аллаха. Хузайфа стал мусульманином прежде, чем ему выпало счастье лицезреть Посланника Аллаха ﷺ.
Он отправился в Мекку специально для того, чтобы увидеться с Пророком ﷺ. Встретившись с ним, он почти сразу же спросил: «Кто я, о Посланник Аллаха: мухаджир или из ансаров?» Пророк ﷺ ответил ему: «Если хочешь, то можешь быть мухаджиром, а если хочешь, то можешь быть одним из ансаров. Поэтому можешь сделать любой выбор, который тебе по душе».
– Я хочу быть из ансаров, о Посланник Аллаха! – сказал Хузайфа.
Наверное, немногие знают, что именно Хузайфа ибн аль-Йаман завоевал для мусульман такие крупные города Персии, как Нахаванд, ад-Дайнавар, Хамазан и ар-Рай. Кроме того, Хузайфа внёс большой вклад в собирание единого канонизированного текста Корана после того, как среди мусульман начались разногласия по поводу Книги Аллаха.
Несмотря на все эти заслуги, Хузайфа ибн аль-Йаман чрезвычайно боялся за свою душу пред Аллахом, что ему будет назначена суровая кара.
Когда обострилась его смертельная болезнь и под покровом ночи его навестили некоторые соратники, он спросил: «Который сейчас час?». Ему ответили, что близится рассвет. Тогда Хузайфа воскликнул: «О Господь мой, упаси меня от утра, которое обязательно приведёт меня в пламя...».
Затем он спросил: «Вы принесли с собой саван?». Они ответили: «Да, мы принесли».. Хузайфа сказал: «Не излишествуйте в саванах. Если мне суждено добро от Аллаха, то мой саван и так будет добрым. В противном же случае он будет отнят у меня...». После этого Хузайфа продолжил: «О Господь мой, Ты знаешь, что бедность была всегда любимее мне, чем богатство, скромность я любил больше величия, а смерть предпочитал жизни».
Уже умирая, он произнёс: «Любящий достигает своего… Нет ничего лучше раскаяния...».
Да смилостивится Аллах над Хузайфой ибн аль-Йаманом, который, поистине, был уникальным человеком.
1 — Поистине, Пророк ﷺ заставлял свой нафс подчиняться Аллаху, ибо деяние, о котором говорится в хадисе, было сложным. Он делал это, стремясь к Лику Аллаха и Его довольству. Аллах Всевышний сказал, описывая Пророка ﷺ и его сподвижников: «Ты видишь, как они кланяются и падают ниц, стремясь к милости от Аллаха и довольству». (Сура «аль-Фатх», аят 29).
2 — Указание на дозволенность совершения ночной добровольной молитвы в коллективе, если это делается иногда. Но в месяце Рамадан установлено совершение ночных добровольных молитв в коллективе каждый день. Что же касается остальных месяцев, то это можно делать время от времени.
3 — Человеку, совершающему ночной добровольный намаз, следует просить Аллаха Всевышнего о милости, если он читает аяты о милости. Например, в аяте упоминается Рай, тогда человеку следует говорить: «О Аллах, поистине, я прошу у тебя Рая». Если же в аяте упоминается какая-либо угроза, то человек должен говорить: «О Аллах, прибегаю к тебе за защитой от подобного наказания». Если же в аятах говорится о прославлении Аллаха, об Его возвеличивании, то человек должен восславить Аллаха и возвеличить Его. Это касается ночных добровольных молитв. Что же касается обязательных молитв, то в них можно поступать так же, но это уже не является сунной.
4 — Читая суры, человек может менять их порядок местами. В этом хадисе сказано, что Пророк ﷺ сначала прочитал суру «ан-Ниса», а затем суру «али ’Имран», хотя в Коране сура «али ’Имран» стоит перед сурой «ан-Ниса». Но следует отметить, что в последний год жизни, Пророк ﷺ читал суру «али ’Имран» прежде суры «ан-Ниса». Именно поэтому, сподвижники расположили эти суры в этом порядке.
На этом урок завершен.