1. Кофе
Каждый день во всем мире выпивается около 1 600 000 000 чашек кофе. Миллионы людей считают ритуал распития кофе частью своей ежедневной рутины. Но при этом мало кто знает, что этот популярный напиток имеет исламские корни.
Согласно исторической записи 1400-ых годов, кофе стал самым популярным напитком среди мусульман Йемена, в южной части Аравийского полуострова. Легенда гласит, что некий пастух (некоторые говорят, что в Йемене, некоторые – в Эфиопии) заметил, что его козлы становятся энергичнее и подвижнее после поедания зерен с определенных деревьев. Он осмелился попробовать их и удивился приливу энергии, полученному от зерен. По прошествии времени обжаривание зерен и их заваривание в воде для получения кислого вкуса и еще более бодрящего эффекта стали традицией. Так родился кофе.
Вне зависимости от того, правдива история с пастухом или нет, кофе нашел свой путь из горных районов Йемена до Османской империи, – величайшей мусульманской державы 15 века. Кофейни, специализирующиеся на новом напитке, стали появляться во всех крупных городах мусульманского мира: в Каире, Стамбуле, Дамаске, Багдаде. Из мусульманского мира кофе постепенно стал приходить через венецианских купцов и в Европу. Несмотря на то, что сам кофе, как «напиток мусульман», и его распитие порицались католической властью, он стал частью европейской культуры. В 1600-х годах кофейни были тем местом, где встречались философы для обсуждения таких вопросов, как: права человека, роль правительства, демократия и пр. Эти обсуждения за чашечкой кофе породили объединение, ставшее одним из самых мощных интеллектуальных движений современного мира под названием «Просвещение».
Дошедшая от Йеменского/эфиопского пастуха до европейской политической мысли и более миллиарда выпитых чашек в день, эта мусульманская инновация является одним из самых больших открытий в истории человечества.
2. Алгебра
В то время как многие ученики средних школ, сражающиеся с математическими задачами, часто недолюбливают и недооценивают алгебру, она, все же, является одним из наиболее важных вкладов мусульманского Золотого Века в современный мир. Алгебра была разработана великим ученым и математиком, – Мухаммадом ибн Мусой аль-Хорезми, жившим с 780-го по 850 гг. в Персии и Ираке.
В своей монументальной книге «Аль-Китаб аль-Мухтасар фи хисаб аль-джабр уа-ль-мукобаля» (كتاب المختصر في حساب الجبر والمقابلة), что в переводе означает «Краткая книга о расчете по заполнению и балансу», он изложил основные принципы алгебраических уравнений. Само название книги содержит слово «аль-джабр», что в переводе означает «восполнение», и слово «алгебра» является латинским производным данного слова. В этой книге аль-Хорезми объясняет, как использовать алгебраические уравнения с неизвестными числами для решения реальных проблем, как например, – вычисление закята или разделение наследства. Уникальным отличием его книги является то, что в основе его пособий для изучающих алгебру лежит желание облегчить мусульманам, жившим в мире без калькуляторов и компьютеров, произведение расчетов, принятых в исламском правоведении.
Книга аль-Хорезми переводилась на латинский язык в 1000-1100-ых гг. в Европе, где он был известен как «Алгоритми» (слово «алгоритм» произошло от его имени, либо от названия его трудов по математике). Без его вклада в развитие алгебры не существовали бы такие формы современной практической прикладной математики как, например, инженерия. Его работы даже спустя сотни лет с момента его смерти использовались университетами Европы в качестве учебников по математике.
3. Университеты, выдающие дипломы
Если говорить об Университетах, то и это открытие было совершено благодаря мусульманскому миру. Уже в ранне-исламский период мечети квалифицировались еще и как учебные заведения. Те же люди, что возглавляли общественные молитвы, обучали в промежутках между ними группы студентов, преподавая им исламские науки: Коран, фикх (юриспруденция) и хадис. Однако с ростом мусульманского мира появилась необходимость в специальных учреждениях, известных как мадраса, которые специализировались бы исключительно на образовании студентов.
Первым полноценным мадраса стал «Аль-Карауин», основанный в 859-ом году в городе Фес, в Марокко, Фатимой аль-Фихри. Ее школа привлекла ведущих ученых Северной Африки, а также местных лучших студентов. В Аль-Карауин устазы (преподаватели) обучали студентов на протяжении нескольких лет разным наукам, передавая знания как о светских науках, так и религиозных. В завершении программы обучения, если учителя оценивали своих студентов как усвоивших программу, то выдавали им сертификат, известный у мусульман как «иджаза», указывающий на то, что студент усвоил пройденный им материал, и теперь имеет право так же преподавать его.
Такие образовательные институты, выдающие по окончании обучения сертификаты, быстро распространились по всему мусульманскому миру. Университет «Аль-Азхар» был основан в Каире в 970-ом году, а в 1000-х годах сельджуки открыли десятки крупных мадраса по всему Ближнему Востоку. Концепт институтов, предоставлявших сертификаты (дипломы) об окончании курсов обучения, пришел в Европу через мусульманскую Испанию, куда часто ездили учиться европейские студенты. Университеты «Болонья» в Италии и «Оксфорд» в Англии были основаны в 11 и 12 веках и продолжили традицию мусульманских мадраса выдавать дипломы студентам, заслужившим его, в качестве свидетельства об их квалифицированности в определенных областях.
4. Военные оркестры
Большинство студентов, обучавшихся в ВУЗах западного мира, знакомы с оркестром. Группа, состоящая из нескольких сотен музыкантов, марширует через поле во время спортивного состязания, чтобы развлечь публику и поболеть за игроков. Эти школьные марширующие оркестры придуманы на примере марширующего военного оркестра Порохового Века в Европе, призванного вдохновлять солдат во время боя. А эта традиция, в свою очередь, берет начало в строях Османском мехтера 1300-х годов, который был неотъемлемой частью самой мощной армии в мире, а именно – Османской.
В рамках элитного корпуса янычар в Османской империи, группе мехтер вменялось в обязательство бить ритмичную барабанную дробь для устрашения врага и воодушевления своего войска. Звуки, издававшиеся группой мехтер при помощи ударных инструментов, можно было услышать за много миль. Во время Османского завоевания Балкан между 14-м и 16-м веками группы мехтер сопровождали устрашающую Османскую армию, которая, как следует из записей, казалась непобедимой даже перед лицом огромных европейских альянсов.
В конце концов, христианская Европа также переняла практику использования военных оркестров для устрашения врага. Легенда гласит, что после Османской осады Вены в 1683-ем году, турецкая армия, отступая, оставила множество инструментов, которые впоследствии австрийцы собрали, изучили и стали использовать сами. Вскоре войска по всей Европе стали создавать марширующие оркестры, продвинув форму ведения войны в Европе на несколько веков вперед.
5. Камеры
Сложно представить современный мир без фотографии. Компании с миллиардами долларов, такие как Инстаграм или Кэнон основаны на идее захвата света с объекта для создания изображения на его основе и воспроизведения копии объекта на плоской поверхности. И это было бы невозможно, если бы выдающийся мусульманский ученый и новатор 11 века Ибн аль-Хайсам не открыл человечеству сферу оптики и не продемонстрировал миру первую камеру.
Величайший ученый всех времен и народов Ибн аль-Хайсам работал в 1000-х годах в столице империи, – Каире. Для регулирования научных достижений он разработал научный метод, – основной процесс, с помощью которого проводятся сегодня все научные исследования. Оказавшись заключенным под домашний арест шиито-фатимидским правителем аль-Хакимом, он получил возможность изучить основательно то, что интересовало его давно, – как работает свет. Частью его исследовательской работы в тот период стала также камера обскуры и принцип ее работы. Ибн аль-Хайсам был первым ученым, открывшим, что через маленькое отверстие на одной стороне светонепроницаемой коробки луч света может проецировать на внутреннюю стенку коробки изображение внешней среды. Он открыл, что чем меньше обскура (размер отверстия), тем четче качество проецируемого изображения, что дало ему возможность соорудить камеру, невероятно четко и точно передававшую изображения.
Открытия Ибн аль-Хайсама в области камер, проецирования и захвата изображения легли в основу развития современной камеры, явившись ее главным концептом. Без его исследований о движении света через отверстия и проецировании им изображений, не было бы современных механизмов, работающих сегодня в каждом фото- и видео-аппарате.