9 главных запретов в экономической деятельности мусульманина
1. Запрет на социально вредную продукцию и виды деятельности
Сюда относятся алкоголь, любые опьяняющие напитки и одурманивающие препараты, продукция, ведущая к моральному разложению общества, свинина, а также связанная с этим торговля, перевозка, реклама и любое посредничество при этом.
Воистину, [Аллах] запретил Вам [есть] мертвечину, кровь, мясо свиньи и то, что заколото без произнесения имени Аллаха. Если же кто-либо вынужден съесть это по необходимости, не будучи нечестивцем и преступающим свой долг, то нет на нем греха. Воистину, Аллах — прощающий, милосердный. (Коран, 2:173).
Любое содействие в развитии данных видов производств и торговли приравнивается к участию в запретном. Запрет определяет перечень активов, в которые исламским инвестиционным фондам запрещено инвестировать.
2. Запрет на обман («габн»), обвешивание, а также сокрытие недостатков товара («тадлис», «гишь»)
В аятах Священного Корана говорится:
Не распоряжайтесь имуществом сироты, кроме как на благо [ему], пока он не достигнет совершеннолетия; наполняйте меру [полностью] и взвешивайте [товар] по справедливости: Мы возлагаем на человека [обязанности] только по мере его возможности. Когда вы выносите суждение, будьте справедливы, если даже [дело] касается [вашего] родственника. Выполняйте [ваш] завет Аллаху. Все это заповедал Вам Аллах, — быть может, вы опомнитесь. (Коран, 6:152)
О мой народ! Мерьте и взвешивайте честно, не обманывайте людей [при сделках], не совершайте нечестия на земле. (Коран, 11:85)
Данный запрет охватывает любое сокрытие недостатка товара: явный или скрытый дефект, смешение товара хорошего и плохого качества (например, крупа) – обо всем этом производитель (продавец) должен известить покупателя. В одном из хадисов говорится:
«Ложная клятва способствует сбыту товара, но и лишает его благодати» (аль-Бухари, Муслим).
Соответственно запретной является и политика встроенного устаревания, когда намеренно срок жизни товара сокращается с тем, чтобы повлечь покупателя к покупке следующего поколения товара того же производителя. При этом, гарантийный срок, как правило, заканчивается незадолго до «встроенного» жизненного цикла товара.
Важную роль в этом отношении играет реклама, поскольку именно она создает у покупателя представление о товаре или услуге и служит основанием для принятия решения о покупке.
3. Запрет на выдачу или получение денежных средств (иного имущества) в долг под проценты, неравноценный обмен («риба»)
Те, которые берут лихву, восстанут [в Судный день], как восстанет тот, кого шайтан своим прикосновением обратил в безумца. Это им в наказание за то, что они говорили: "Воистину, торговля — то же, что и лихва". Но торговлю Аллах дозволил, а лихву запретил. Если к кому-либо [из ростовщиков] придет увещевание от Аллаха и если он поступит согласно этому увещеванию, то ему простятся прошлые его грехи. Его дела принадлежат Аллаху. А те, кто станет [вновь давать в рост], — обитатели адского пламени на вечные времена. Аллах искореняет лихву и поощряет милостыню. Аллах не любит никого из неблагодарных грешников. (Коран, 2:275-276)
О вы, которые уверовали! Бойтесь Аллаха и, если вы уверовали, простите ту лихву, что прежде причиталась вам. (Коран, 2:278)
Важно обратить внимание на следующее: то, что нормы ислама запрещают выплату и получение процентов, не означает, что они не одобряют получение прибыли или поощряют возврат к наличным расчетам или бартерной экономике. Заблуждением является мнение, что исламские финансовые институты являются благотворительными организациями, занимающимися беспроцентным кредитованием. Беспроцентные кредиты «кард хасан» практикуются субъектами исламского бизнеса, но в ограниченном масштабе.
Вкладчиков исламской банковской системы можно сравнить с инвесторами или акционерами, которые получают дивиденды, когда банк извлекает прибыль, или теряют часть своих сбережений, если банк заявляет об убытках. Суть в том, чтобы увязать прибыль по исламскому договору с отдачей и качеством проекта, обеспечивая тем самым более справедливое распределение богатства.
4. Запрет на принуждение («икрах»)
Любая сделка должна заключаться при добровольном согласии всех ее участников и не ставить кого-либо из сторон в невыгодные экономические условия.
5. Запрет на попрошайничество и настойчивые просьбы
Об истинных нуждающихся в Коране сказано следующим образом:
«…неосведомленный считает их богачами по причине их скромности. Ты узнаешь их по приметам: они не выпрашивают у людей милостыню настойчиво…» (Коран, 2:273.).
Попрошайничество является порицаемым видом заработка, в отличие от производительного труда.
6. Запрет на удержание товара с целью создания дефицита
Известно, что Посланник Аллаха (ﷺ) сказал:
«Тот, кто удерживает товар до подорожания, – грешник».
Суть запрещения монополии в том, чтобы не допустить вред для большинства людей.
7. Запрет на азартные игры
8. Запрет на взятки
Взятка является запрещенным действием (харам) как для дающего взятку, так и для берущего, а также для посредника. Запрещается давать взятку, стремясь утвердить неправду либо помогая совершить несправедливость, либо лишить кого-то законного права.
9. Запрет на расточительство
Мусульман ответственно и рационально подходит к своему имуществу, не расходует средства напрасно, в том числе на внешне благие цели. Например, если известно, что просящий средства не потратит их на благие цели, мусульманин воздержится от такого рода помощи просящему. В то же время, запрет на расточительство не означает, что мусульманин не может покупать дорогие и качественные товары. Если человек обладает определенным достатком, его основные потребности удовлетворены, его семья не нуждается в средствах, он регулярно выплачивает закят, ни ничего предосудительного в том, что он тратит средства на дорогие и качественные вещи. Однако при этом, не должно быть неразумного расходования и расходования с целью привлечения внимания.
Авторские права на статьи и осуществленные переводы статей из других источников принадлежат сайту Azan.kz.