Совершается ли Джума намаз, если на этот день выпадает праздничная молитва (Айт Намаз)?
قال الإمام محمد بن الحسن الشيباني في (الجامع الصغيـر): [محمد عن يعقـوب عن أبي حنيفـة: عيدان اجتمعا في يوم واحد فالأول سنة والآخـر فريضـة، ولا يترك واحد منهما –يعني العيد والجمعة
«Если Ид совпадает с джумой, то первое является сунной, а второе фарзом. И не оставляйте ни одно из них».
«Я совершал намаз Ид вместе с Усманом Ибн Аффаном, радыйаЛлаху анху, и Усман ибн Аффан произнес хутбу после намаза, а затем сказал: «В этот день для вас совпали Ид и Джума. Кто пожелает из ахлю аль аълия[1] вернуться домой, то я ему разрешаю (то есть, разрешается не оставаться на джуму)».
Далее, говорит Мухаммад аш-Шайбани:
«Мы придерживаемся этого мнения. Усман, радыаЛлаху анху, разрешил не совершать джуму ахлюль аълия, потому что они не являются жителями крупно-населенной местности, и это мнение имама Абу Ханифы».
Таким образом становится ясно, что разрешение не совершать джума намаз было дано только тем, кто живет в местности, где джума намаз не предписан.
«Передает Ибн Ваххаб и Муторриф и Ибнуль Маджишун от Малика ибн Анаса, что можно разрешить не читать джуму в день Ида жителям маленьких поселений. И это мнение имамов Абу Ханифы и аш-Шафии».
«Аль Биная шархуль Хидая»: «Сказал Ибн Абдуль Барр[2] – освобождение от джумы и зухра по причине Ид намаза – оставленное мнение, на которое нельзя опираться».
«Если день Ид аль-фитра совпадает с джумой, имам читает Ид когда наступит его время, после чего разрешает тем, кто не живет в городе вернуться домой и не приходить на джуму. Выбор остается за ними: если хотят – могут остаться и совершить джуму, или могут вернуться обратно для джумы, если смогут. Если не сделают этого, то нет в этом проблемы. Но это нельзя для жителей города, кроме как по причине узра (освобождения по уважительной причине)».
В ханбалитском мазхабе есть такое мнение, но как сказал об этом шейх Мухаммад Захид аль-Каусари в книге "Макалят аль-Каусари, 128 стр.":
«Ханбалитский мазхаб создавался не под руководством самого имама Ахмада и от его имени приходит множество различных риваятов, поэтому становится сложно приписывать имаму Ахмаду мнения, которые противоречат большинству ученых. Тем не менее, последователям ханбалитского мазхаба разрешается не совершать джуму в день Ида, поскольку имам Ахмад считал, что джума является фардом кифая (то есть, коллективной обязанностью, а не личной). Но они обязаны совершить в этот день зухр».
«Я совершал намаз Ид вместе с Усманом Ибн Аффаном, радыаЛлаху анху, и Усман ибн Аффан произнес хутбу после намаза, а затем сказал: «В этот день для вас совпали Ид и Джума. Кто пожелает из ахлю аль аълия вернуться домой, то я ему разрешаю (то есть, жителям маленьких отдаленных поселений было разрешено не оставаться на джуму)».
«В этот день выпали два намаза. Для тех, кто пожелает, Ид заменяет джуму, и поистине мы - совершаем джуму».
В этом хадисе есть разрешение на то, чтобы не совершать джуму, но это разрешение относиться к тем, кто живет в отдаленных маленьких поселениях, как уже было сказано выше, тогда как для тех, кто живет в городе, джума является обязательной, на что указывают слова: «Поистине, мы – совершаем джуму». Под словом «мы», в данном случае, подразумевались жители города Медины.
Среди хадисов на эту тему есть риваяты, в которых отсутствуют слова, уточняющие детали, однако в правилах хадисоведения установлено, что хадисы по одной теме толкуются в совокупности. То есть, одни хадисы толкуются посредством других хадисов на эту тему. А Аллах знает лучше.
Что касается тех, кто следует за редким мнением, на которое не опирается большинство, то они вправе поступать, как им заблагорассудится, не навязывая это остальным и не создавая фитну среди мусульман. Мы не имеем цели убедить их посетить джума-намаз в день праздника, но ставим целью защитить других мусульман от их фитны, посредством достоверной информации об Исламе и сильной позиции в Шариате. И от Аллаха тауфик.
Авторские права на статьи и осуществленные переводы статей из других источников принадлежат сайту Azan.kz.
рахмет за развернутый ответ.
тут явная клевета. Знаю много салафитов и никто так не говорит. Все ходят совершают праздничный намаз по вашему мазхабу. Я тоже хожу и читаю по вашему мазхабу (хоть я не из него). Уточню чтобы не было всяких домыслов - я ханбалит асарит. И вот вводим в поисковик и первые попавшиеся статьи мадхалитов говорят об обязанности джума намаза жителям городов, а мелких поселений или кто добраться не может, то обязан совершать зухр и не снимает праздничный намаз ни одну, ни вторую. Далее идем и у хариджитов тоже самое написано. У ихвануль-муслимин тоже самое. Так какие ещё салафиты говорят? Ученые Саудии и как это принято салафии говорят об обязанности, так как могут простые салафиты другое говорить. Зато такое говорят на каждом шагу те псевдомусульмане, которых вы мусульманами называете (у которых обязателен только джума пару раз в год и всё), которые даже намаз не читают и пост их сплошная диета, если они вообще постятся
Данная статья не исследует текущую ситуацию в срезе салафитов, относящихся к кругу ваших знакомых. В ней говориться о том, что существовала ситуация, когда салафиты взяли за основу редкое мнение, которое противоречит мнению имамов 4 мазхабов. Если вам нужны развернутые ответы, вы можете обратится к Ерсину Амире, автору материала, за ответом. Предположим, что вы проявили спешку в написании комментария, опрометчиво использовав слово "явная клевета".