Влияние деструктивного религиозного самосознания на формирование противоправного поведения личности
Не секрет, что деструктивные религиозные организации нацелены на привлечение молодых людей, в качестве своих новых адептов. Ценности и нормы поведения, которые адепты усваивают в подобных общинах, негативно влияют на формирование и становление их структуры личности. Деструктивная религиозная организация осуществляет тотальный контроль мыслей, чувств, поведения, сознания и социального окружения своих адептов. О деструктивной направленности религиозной общины можно судить по некоторым параметрам:
1. отсутствие вероучения, стабильного института священства, с примитивностью мировоззрения;
2. нетерпимое отношение к другим религиям;
3. обожествление лидеров;
4. применение психологического и физического насилия для подавления личности адепта;
5. отвержение критического мышления.
В деструктивных религиозных организациях используют приемы психологического давления на личность (изоляция от семьи, социального окружения; лишение сна, нехватка питания, формирование комплекса вины).
Миссионеры деструктивных религиозных общин включают в свою пропагандистскую деятельность различные методы:
- внушение через наставления;
- задаривание подарками;
- принуждение и наказание (запугивание, физические истязания, изоляция от сверстников);
- ежедневное чтение религиозной литературы;
- общение только с единоверцами;
- ограждение от «светской» жизни (ни кино, ни театра, ни художественной литературы).
Как отмечает психолог Т.Мухина, отсюда у ребенка формируются следующие психологические особенности характера:
1) немотивированная агрессивность, раздражительность, либо апатия ко всему;
2) безразличие к семье, школе, другим интересам;
3) отказ от пищи;
4) появление в речи религиозных терминов;
5) появление новых друзей в окружении.
Психолог В. Попов утверждает, что молодой человек с раздвоением сознания начинает ощущать ухудшение физического состояния, снижение адаптивных способностей, иммунитета, а также появление бессонницы, общей утомляемости, головных болей.
Психологические негативные последствия могут выражаться в виде:
- нарушения личностной идентичности;
- высокого уровня ситуативной и личностной тревожности;
- депрессивного состояния, тусклости эмоционального фона;
- фобий;
- ЗПР (задержки психоречевого развития);
- потери автономности;
- ослабления способности самостоятельно принимать решение в критических ситуациях;
- отчужденности, враждебности;
- трудности в общении.
Психологи выявили, что деструктивность в религии может породить у человека психологическое состояние фрустрации, предрасположенное к осуществлению противоправного деяния.
Для совершения преступления человеку необходимы мотивы, условия, а также психологическое состояние, ориентированные на всплеск агрессии, жестокости извне. Данный фактор раскрывается в террологии, как синдром «Брейвика» (синдром террориста – одиночки).
Норвежский террорист А. Брейвик в 2011 году совершил в своей стране два теракта, в результате которого 77 человек погибли, 319 – были ранены. Террорист – одиночка взорвал машину с 500 –кг самодельной взрывчаткой у входа в здание Правительства г.Осло. В последующем, он направился в молодежный лагерь на острове, где хладнокровно расстрелял 77 студентов – спортсменов. Норвежские психологи стали изучать биографические данные А.Брейвика и узнали, что террорист воспитывался в неполной семье, в детстве занимал позицию «изгоя» среди своих одноклассников. Есть сведения, что он потерпел сексуальное насилие со стороны сверстников. Психологическое состояние обиды, застреваемости на негативных переживаниях и ощущениях у А.Брейвика усугубилось под влиянием субкультуры популярной среди молодежи в Западной Европе.
В знак протеста, громко заявляя о себе, террорист совершил ужасные преступления. В совершении каждого преступления психологи ищут мотивы, в основном, формирующиеся в детстве, либо в юношеские годы.
Психологи подтверждают, что лицо, пребывающее в состоянии психологической неустойчивости, в частности, фрустрации (чувства неудовлетворенности собой, социальным статусом в обществе, отношением окружения), подвергается процессу саморазрушения личности, одержимостью какой – либо идеей.
Психологи выявили следующие причины формирования преступного поведения у молодых людей:
1. духовно – нравственный кризис, проявляющийся присутствием признаков внутриличностного конфликта, состояния фрустрации;
2. вербовка адептов, в основном, осуществляется через социальные сети, Интернет;
3. культ насилия и силы, пропагандирующийся в социальных сетях, негативно влияет на сознание и поведение молодых людей;
4. создание новых информационных технологий, вызывающих изменения в психике человека;
5. наличие травматогенных ситуаций в детстве у молодого человека (насилие, жестокое обращение к ребенку, дефицит родительской любви, внимания).
Таким образом, можно констатировать, что влияние деструктивных религиозных организаций чревато негативными последствиями для адептов, оказавшихся в «ловушке» у миссионеров. С этой целью необходимо периодически осуществлять профилактическую деятельность, в рамках организации лекций, семинаров, тренингов для молодежи, по предотвращению религиозного экстремизма, формированию толерантности к попыткам деструктивных религиозных организаций привлечь новых адептов в свои ряды. Наполнение кадров учреждений системы образования специальными навыками и знаниями проведения профилактически – предупредительной работы и введения ее в систему профессиональной деятельности педагогов и психологов школ, сузов, вузов, мы в состоянии осуществить.
Остается только учесть вопрос времени, которое не позволяет никому расслабляться и не прощает промедлений в столь важном вопросе, как сохранение психического здоровья и психологического статуса лиц молодого возраста.
Шакимова Лола Сергеевна. Абдукеева Акмарал Сихымбаевна
Авторские права на статьи и осуществленные переводы статей из других источников принадлежат сайту Azan.kz.