"Анонимные грешники"
Некоторое время назад, мне представилась возможность послушать речь одной женщины – выздоравливающего алкоголика и старосты группы анонимных алкоголиков. Хоть я и не страдаю алкоголизмом, и более того, никогда не пробовала этот запретный напиток, но и у меня есть некие «болезни», от которых мне бы хотелось излечиться.
Речь идет о грехах, к которым я возвращаюсь снова и снова, к которым я пристрастилась - они для меня схожи наркотику. Проведя очень важную параллель, я поняла, что могла бы использовать ее методы для того, чтобы оставить собственные грехи. «Анонимные грешники» по принципу «Анонимных алкоголиков». После этого разговора, я твердо решила сделать свои первые шаги к «исцелению». Возможно, они помогут и вам оставить некоторые вещи, к которым вы уже пристрастились и привыкли, и продвинуться к стадии «выздоравливающего грешника».
Первое, что я заметила в ее презентации, она не говорила о своей проблеме в прошедшем времени, не употребляла в речи таких выражений, как: «Я была алкоголиком», «Я полностью излечилась от этого». На мой вопрос о причине этого, она дала весьма глубокий ответ: «То, что я не употребляла алкоголь в течение нескольких лет, не гарантирует, что я ни в коем случае не вернусь к этому снова в дальнейшем».
Аналогично, оставив какой-то грех, важно понимать, что мы оставили его по милости Всевышнего Аллаха, а не потому, что стали «выше» него. Всегда существует вероятность оступиться, и вернуться к этому пороку, будь-то действие или мысль. Мы должны быть бдительными по отношению к своим поступкам и положению, в котором находимся. Осознание вышесказанного служит также и другой важной цели: оно держит нас в рамках смиренности.
Ведь если мы понимаем, что всегда можем вернуться к совершению этого греха, мы не оставляем возможности сатане, нашептывать нам, что: «Вы лучше нее, потому что она погрязла в грехе, который вы смогли побороть», или «Вы лучше него, ведь вы не грешите, как он».
Еще один важный аспект, почерпнутый мною из ее слов – понятие «только ближайшие 24 часа». Мы никогда не скажем, что будем совершать привычный грех всю жизнь - неважно, мелкий ли это проступок или поистине омерзительное действо. В моменты силы легко сказать: «Я никогда в жизни к этому не вернусь», но, когда мы слабы, сказать себе: «Неважно, насколько я сейчас слаб и сломлен, но я никогда больше это не сделаю» гораздо сложнее.
Так как сдержать себя в эти моменты уязвимости и не вернуться к тому, от чего мы с таким трудом, по воле Аллаха, отдалялись? Это легче, если брать под особый контроль ближайшие 24 часа. Вместо того, чтобы утверждать, что мы проживем без этого, скажем, следующие 75 лет, лучше позаботиться о следующих 24 часах. Если по истечении этого небольшого промежутка времени, наши силы не восстановятся, тогда добавим еще 24 часа, и так далее. Мало по малу, шаг за шагом, мы от этого избавимся, инша Аллах.
На мой взгляд, эти две точки определяют всю парадигму, и этого было бы достаточно, чтобы встать на путь духовного оздоровления. Но это не та степень, к которой стремятся «Анонимные алкоголики». У них есть 12-шаговая инструкция, которая, с незначительными изменениями и объяснениями, на самом деле, соответствует пророческой традиции и может помочь нам остановить совершение греха.
Итак, двенадцать шагов к духовному выздоровлению (адаптированный вариант):
1. Признание проблемы.
Надо признать, что сейчас мы бессильны перед своим грехом, и наша жизнь стала неуправляемой (в той или иной форме). Принять факт нашей слабости: мы позволили себе впасть в запретное. Если мы не осознаем это, то будем дальше говорить себе, что бросим это «когда-нибудь». Итак, первый шаг – признать, что существует проблема.
2. Вера в силу Аллаха.
Мы должны верить, что только Аллах может помочь нам и вернуть нас к здравому уму, в любой ситуации, не только в этой.
Да, мы слабы. Да, мы упали и погрязли в грехе. После того, как мы совершили первый шаг и признались себе в этом, мы осознаем, что побеждены и совершенно бессильны. Однако не это является нашей конечной целью, и не для этого мы были созданы. Ислам - наша сила.
Мы наделяемся ею по причине того, что нам помогает Всесильный Аллах. Он может исцелить и восстановить нашу жизнь.
3. Решимость отдать свою жизнь под Его опеку.
На втором этапе мы признали, что лишь Аллаху под силу помочь нам. Теперь, естественным продолжением, будет сознательно передать свою жизнь под Его заботу. Не достаточно просто знать это, мы должны воплотить это в жизни. Именно в этот момент, мы должны осознать свою слабость перед Аллахом, и просить Его, чтобы этот грех перестал быть частью нашей жизни.
4. Инвентаризация своего морального уровня.
Необходимо провести смелый и беспристрастный самоанализ. Какие решения, зависящие от морального уровня, мы принимаем? Мы должны быть честными с собой, и прекратить себя оправдывать. Признание каких-то недостатков не означает, что этот человек – ужасное существо, не подлежащее восстановлению. Это всего лишь признание нашей слабой человеческой природы, которое поможет нам оценить Единство Аллаха и приблизиться к Нему и Его благодати.
Это продолжение четвертого этапа. Мы должны быть честными с самими собой в отношении совершенной нами несправедливости, и признать это перед Аллахом. Конечно, здесь важен еще один аспект – Аллах знает о нас, в том числе и о характере наших недостатков, намного больше нас самих. Признать это перед Аллахом является благом для нас. Помните о том, что Аллах с теми, «чьи сердца разбиты». Инша Аллах, Он не отвернется от нас, если мы сделаем это.
Авторские права на статьи и осуществленные переводы статей из других источников принадлежат сайту Azan.kz.